Актуально

СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ: ОПЫТ УЗБЕКИСТАНА

вторник, 26 декабря 2023 г.

Социальный диалог в Узбекистане прошел долгий и непростой путь своего становления. Хотя Трудовой кодекс с 1996 года предоставлял возможность заключения Генерального соглашения по социально-экономическим вопросам между профсоюзами, объединениями работодателей и правительством страны, такое соглашение не заключалось в течение долгого времени.

 
Заведующий Отделом по защите социально-экономических интересов трудящихся аппарата Федерации профсоюзов Узбекистана Махмуджон Исаев в статье на сайте профцентра рассказывает об истории развитии и современном состоянии этого важнейшего социального института.
 
Первое Генеральное соглашение по социально-экономическим вопросам между Кабинетом Министров, Федерацией профсоюзов и объединением работодателей было подписано только в 2011 году.
 
В дальнейшем Генеральное соглашение обновлялось каждые три года. С 2020 года со стороны работодателей Генеральное соглашение подписывается Конфедерацией работодателей Узбекистана. В действующем Генеральном коллективном соглашении на 2023 — 2025 годы отражены следующие основные нормы: проведение трехсторонних консультаций по вопросам установления минимального размера оплаты труда, принятие мер по сохранению удельного веса оплаты труда в ВВП на уровне не менее 30%; разработка концепции перехода от  неформальной к формальной экономике, оказание содействия реализации прав нестабильно занятых граждан; осуществление контроля за  состоянием условий труда на рабочих местах, разработка стандартов требований и норм по охране труда в сельском хозяйстве; установление дополнительных гарантий для женщин и молодёжи; содействие созданию профсоюзных организаций на предприятиях с иностранными инвестициями, а также в хлопково-текстильных кластерах, ежегодное проведение общественных слушаний по актуальным социально-экономическим вопросам.
 
На основе Генерального коллективного соглашения заключено 14 территориальных, 102 отраслевых коллективных соглашения. На локальном уровне действуют 113174 коллективных договора с охватом 4645500 работников.
Профсоюзы страны совместно с социальными партнерами достигли определенных результатов в деле совершенствования практики коллективных переговоров и повышения действенности коллективных договоров и соглашений. Это общественная экспертиза проектов коллективных договоров и соглашений, внедрение методики расчета социальной эффективности коллективных договоров, а также правила единого переговорного процесса. Вышеуказанные новации впоследствии получили законодательное закрепление в нормативно-правовых актах.
 
В 2019 году было принято постановление Кабинета Министров № 553 «О трехсторонних комиссиях по социально-трудовым вопросам».
В соответствии с данным постановлением образованы республиканская и территориальные трехсторонние комиссии по социально-трудовым вопросам. К исключительному мандату Республиканской трехсторонней комиссии по социально-трудовым вопросам (РТК) отнесено проведение консультаций по применению международных трудовых норм и целесообразности ратификации новых конвенций МОТ, а также содействие коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений путем заключения Генерального соглашения и контроля хода его реализации.
 
Кроме вопросов исполнения Генерального соглашения, за прошедшее время Республиканская трехсторонняя комиссия также рассматривала вопросы: утверждения образцов документов, необходимых для вступления сборщиков хлопка во временное членство проф¬союза; утверждения Рекомендаций по организованному проведению сбора урожая хлопка-сырца, в которых определены минимальные санитарно-гигиенические требования к организации хлопкоуборочных работ; одобрения проекта Страновой программы по достойному  труду; утверждения продолжительности ежегодных удлиненных отпусков педагогических работников, а также перечня профессий работников транспорта.
 
Исходя из рекомендаций МОТ, приняты меры по повышению эффективности социального диалога в сельском хозяйстве. В частности, предоставлена свобода объединения и право на коллективные переговоры для сборщиков хлопка, восстановлена практика заключения коллективных соглашений на районном уровне.
В сезоне сбора хлопка в этом году Федерация привлекла в профсоюзное членство 60,2% сборщиков. При этом 48,6% сборщиков через коллективные переговоры добились повышения оплаты за килограмм хлопка ручного сбора.
Социальный диалог является действенным инструментом влияния профсоюзов на политику заработной платы.
 
В настоящее время благодаря успешной тактике коллективных переговоров в 19915 коллективных договорах хозрасчетных организаций предусмотрено повышение тарифных коэффициентов работников по сравнению с Единой тарифной сеткой, благодаря чему 44% всех работников внебюджетной сферы получают заработную плату, рассчитанную исходя из повышенных базовых ставок.
 
Учитывая имеющийся гендерный разрыв в оплате труда, а также для практической реализации принципа равной оплаты мужчин и женщин за труд равной ценности в коллективные соглашения и договоры включается таблица профессий и должностей, занимаемых преимущественно женщинами или преимущественно мужчинами, для которых обеспечивается равная оплата труда.
 
В действующем Генеральном коллективном соглашении определена необходимость обеспечения предварительного согласования вопроса перехода от тарифной к бестарифной системе оплаты труда с Республиканским советом профсоюза соответствующей отрасли или его подразделением, а также обеспечения участия представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в оценке ключевых показателей эффективности работников.
В новом Трудовом кодексе значительно повышен статус и расширена сфера действия Генерального коллективного соглашения, которое распространяется на всех работников и работодателей на территории Респуб¬лики Узбекистан, а также на все органы исполнительной власти.
Закреплено законодательное понятие «комиссий по социально-трудовым вопросам», расширены полномочия Республиканской трехсторонней комиссии (РТК). Так, в более чем в 25 случаях принятие соответствующих нормативно-правовых актов предписано производить с участием РТК.
Например, минимальный размер оплаты труда отныне должен устанавливаться Президентом Рес¬публики Узбекистан с учетом предложений, выработанных Рес-публиканской трехсторонней комиссией по социально-трудовым вопросам.
Таким образом, профсоюзы выступают за дальнейшее развитие такого уникального и универсального механизма решения социальных проблем, каким является социальный диалог, будут способствовать активизации и приданию системности деятельности всех рабочих групп и самой Республиканской трехсторонней комиссии, превращении ее в реальную силу, способную влиять на формирование государственной политики в социально-трудовой сфере.