Актуально

ПЕРВОМАЙСКИЙ МАНИФЕСТ ПРОФСОЮЗОВ ГРУЗИИ

понедельник, 5 мая 2014 г.

Объединение профсоюзов Грузии на своём официальном сайте опубликовало на русском языке выпущенный накануне праздника Первомайский манифест, в котором дается глубокий анализ проблем социально-экономического развития страны, излагаются требования и предложения профсоюзов по их решению. Приводим его полный текст.

"Через несколько недель наша страна сделает важнейший шаг в цивилизованный мир на пути интеграции. Грузинское гражданское общество с надеждой ждет подписания соглашения об ассоциировании с Евросоюзом. На этом фоне темы, связанные с 1 мая, днем международной солидарности трудящихся, профсоюзы Грузии рассматривают в непосредственной связи с перспективой реализации многовекового исторического выбора, сделанного нашей страной. В конечном итоге, ведь именно положение, сложившееся на рынке труда, культура социального диалога, гарантированные законодательством трудовые стандарты, права трудящихся и уровень их жизни являются самыми четкими индикаторами развития и цивилизованности страны. В результате внесения в прошлом году в Трудовой кодекс некоторых позитивных изменений в сфере труда и трудоустройства, существующие на сегодняшний день предпосылки обеспечивают лишь более-менее благоприятное стартовое положение для дальнейшего приближения к Евростандартам.

Вызывает сожаление тот факт, что желание правительство облегчить положение трудящихся Грузии после 9-летней беспощадной эксплуатации, пока еще никак не отражается на жизни работников и их семей. К сожалению, основное требование американских рабочих, вызвавшее трагические последствия на Хеймаркетской площади в Чикаго в мае 1886 года и давшее начало Международному дню трудящихся, в Грузии актуально и сегодня. В частности, трудовое законодательство Грузии и существующие институты власти все еще не могут обеспечить 8-часовой рабочий день для всех работников, следствием же пользования этой «роскошью» для значительной части занятых явилось уменьшение зарплаты или угроза сокращения. Не удается устранить вмешательство работодателей частного сектора и, что еще более важно, государственных чиновников в деятельность объединений работников; этими же чиновниками довольно активно поощряется штрейкбрехерство. История сохранила главный призыв бастовавших чикагских рабочих 128-летней давности – «Восьмичасовой рабочий день – без уменьшения зарплаты» («Eight-hour day with no cuting pay») и сведения о массовом использовании штрейкбрехеров, что в конце концов привело к еще большему насилию.

Заключение противостояния между трудом и капиталом в цивилизованные рамки и поощрение их взаимовыгодного сотрудничества успешно осуществляется в Европе государственным регулированием рыночной экономики. В Грузии покончили со свирепствовавшей на протяжении многих лет неолиберальной и антинародной политикой, однако начало социальной рыночной экономике все еще не положено. Позитивные, но все же одноразовые и фрагментарные реформы 2013 года в трудовом законодательстве не вызвали в обществе ощущения необратимости реформ вследствие нескольких важных причин, в частности: за внесенными в Трудовой кодекс изменениями не последовали обещанные правительством второй, третий и дальнейшие этапы реформы, которые должны были
- улучшить правовое положение женщин, лучше защищать их от дискриминации, способствовать без ограничения реализации их прав на материнство и успешному совмещению семейных обязанностей с трудовой деятельностью;
- ввести более высокие стандарты безопасности труда на рабочих местах и создать такой необходимый институт рынка труда, как государственная инспекция труда, которая должна была осуществлять полноценный надзор как за безопасностью рабочей среды работников, так и за имплементацией трудового законодательства;
- продолжить совершенствование существующего трудового законодательства с целью гармонизации его с международными стандартами и с соответствующими директивами Евросоюза.

Вместо ожидаемого прогресса, изменение Трудового кодекса вызвало значительное ухудшение трудовых стандартов посредством законодательных нормативных актов.
Были запрещены забастовки работников, занятых в самых крупных экономических секторах, в том числе работающих в секторах энергетики, транспорта, нефти и газа, очистки и связи, что грубо нарушает стандарты Международной организации труда. Международное законодательство не допускает, чтобы все подряд предприятия, относящиеся к этой сфере, рассматривались как связанные с жизнью и здоровьем человека,  которые нельзя приостановить.
Окончательно была признана законной дискриминация в связи с рабочим временем и оплатой сверхурочной работы тех работников, которые работают в непонятных для общества, так называемых специфических производственных условиях. Недопустимо установление двух стандартов нормированного рабочего времени (40- и 48-часовой рабочей недели) для разных работников и одновременно создание для них  разных условий за право получать плату за сверхурочную работу.

В связи с этими крайне важными вопросами профсоюзы Грузии вынуждены были обратиться с соответствующими исками в Комитет по свободе ассоциаций Международной организации труда и в Конституционный суд Грузии.
Нужно отметить, что в Трудовом кодексе Грузии вообще ничего не говорится о еженедельных выходных днях, он также не устанавливает никаких стандартов в связи с временем перерыва. Законодательство Грузии не устанавливает никаких льгот и за работу в ночное время, хотя ратифицированные конвенции Международной организации труда, так же как и Европейская социальная хартия и соответствующие акты ООН возлагает на правительство нашей страны совершенно конкретные обязательства по урегулированию всех вышеупомянутых вопросов.
Вследствие этой и многих других законодательных и институциональных недоработок возросло число производственных конфликтов. С одной стороны, продолжается своеволие работодателей как в частных, так и в государственных компаниях и не проводятся в жизнь большинство внесенных в 2013 году в трудовое законодательство изменений в пользу работников, а с другой стороны, независимые профсоюзы и их активные члены вновь подвергаются гонениям, запугиванию и шантажу.

Вот яркие примеры этой несправедливости и беззакония:
• учрежденный в секторе образования Грузии чиновниками министерства и действующими и бывшими директорами школ липовый профсоюз, который неограниченно пользуется административно-финансовыми ресурсами министерства и своими противозаконными действиями мешает функционированию свободного профсоюза педагогов и ученых;
• в почтовом ведомстве Грузии по непосредственному указанию назначенного правительством директора создание его заместителями так называемой организации защиты трудовых прав почтовых работников и параллельно увольнение с работы лидеров и членов существующего в компании независимого профсоюза, игнорирование существующего коллективного договора и создание финансовых проблем для профсоюза;
• функционирование в железнодорожном ведомстве липового профсоюза, находящегося под непосредственным контролем руководства компании и многочисленные факты шантажа и запугивания членов созданного на демократических началах профсоюза.

К сожалению, реформа в сферах трудоустройства и социальной защиты осуществляется очень медленными темпами. Предпринятые до сих пор шаги либо недостаточны, либо не имеют отношения к главным вызовам:
 до сих пор не существует полноценно функционирующего государственного агентства трудоустройства;
 не предпринимается никаких шагов в направлении осуществления активной политики в области трудоустройства;
 не существует эффективных программ трудоустройства молодежи, совмещения для нее учебы с производственной практикой, внедрения института ученичества и развития;
 все еще не решены проблемы, связанные с трудоустройством людей с ограниченными возможностями и свободным использованием их трудового потенциала;
 не ведется учет безработных и желающих найти работу;
 не существует института страхования по безработице;
 размер минимальной зарплаты в частном и государственном секторах все еще глубоко неадекватен реальности;
 система профессионального образования все еще слабо развита, не отвечает требованиям рынка труда и непривлекательная для молодого поколения.

На фоне всего сказанного, нужно приветствовать попытку правительства улучшить ситуацию по отдельным экономическим направлениям, хотя очевидно, что эти действия нуждаются в чётком определении стратегии, в системности и координации. Например, в 2013–2014 гг. государство осуществило значительные инвестиции в сельское хозяйство и сумело открыть российский рынок для продукции сельского хозяйства Грузии. Однако, производительность труда в этом секторе все еще остается низкой. Можно полагать, что попытка внедрения на селе элементов кооперации, которая делается в настоящее время при поддержке правительства, принесет в ближайшем будущем определенные результаты.
Также введение в действие системы всеобщего здравоохранения увеличило доступность медицинского обслуживания, хотя в то же время возникли серьезные вызовы перед работниками медицинской сферы и пациентами. Среди этих вызовов необходимо назвать значительный рост трудовых нагрузок без адекватного увеличения оплаты труда. Неудивительно, что на этом фоне остается проблемой оперативность медицинского обслуживания и его качество, особенно в регионах.
Показатель уровня безработицы в стране по-прежнему высок. Изменения, внесенные в марте 2014 года в законы о государственной службе и органах местного самоуправления, возможно ещё ухудшат эти показатели безработицы.

Несмотря на то, что в Грузии существует трехсторонняя комиссия по социальному партнёрству, которая призвана рассмотреть все вышеупомянутые проблемы и вызовы в формате социального диалога при участии правительства, работодателей и профсоюзов, урегулировать самые острые производственные конфликты и смягчить социальную напряженность; эффективное использование потенциала этого института пока еще является перспективой будущего.

Профсоюзы Грузии призывают власти использовать все ресурсы, в том числе прежде всего потенциал социального партнерства, для того, чтобы все блага и возможности, которые сопутствуют интеграции в Евросоюз, в полной мере послужили повышению благосостояния каждого гражданина нашей страны. Для трудящихся Грузии европейский выбор связывается с внедрением в стране принципов достойного труда, с созданием справедливых и безопасных условий труда в соответствии с европейскими стандартами, с исправно функционирующим рынком труда, высококачественной социальной защитой, интенсивным социальным диалогом с правительством и представителями бизнеса на основе равенства.

В знак верности этим принципам и уважения к трудовому населению большинство стран – членов Евросоюза (в том числе Германия, Франция, Италия, Испания, Финляндия, Польша, Австрия, Бельгия и др.) объявили 1 мая национальным праздником и соответственно нерабочим днем. Этот день является нерабочим также для всех работников, занятых в официальных структурах Евросоюза. Притом во всех цивилизованных странах мира установлен «День труда», который соответствует их традициям и обычаям. Жаль, что Грузия и в этом отношении является печальным исключением. Восполнение этого принципиального пробела правительством Грузии накануне подписания Соглашения об ассоциировании с Евросоюзом явилось бы как символическим, так и полным глубокого осознания правильности своего выбора решением. Ведь интеграция в Евросоюз для трудящихся подразумевает построение демократического, социально справедливого и солидарного общества.

Объединение профессиональных союзов Грузии

1 мая 2014 года"