Архив новостей

ЯнварьФевральМарт
АпрельМайИюнь
ИюльАвгустСентябрь
ОктябрьНоябрьДекабрь

Актуально

Заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ (19 июля 2023 года, г. Москва)

В Москве 19 июля 2023 года состоялось очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономсовете СНГ, в ходе которого рассмотрены вопросы экономического сотрудничества государств региона.

 
В нём участвовали полномочные представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана, межгосударственных, межправительственных органов, представители министерств, ведомств, сотрудники Исполкома СНГ.
В заседании принимали участие заместители Генерального секретаря СНГ Ильхом Нематов и Денис Трефилов. 
От ВКП в работе Комиссии приняла участие заместитель Генерального секретаря Наталья Подшибякина.
 
Вела заседание Председатель Комиссии, полномочный представитель Республики Кыргызстан в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ Айгуль Рыскулова.
 
На заседании особое внимание было уделено деятельности органов отраслевого сотрудничества СНГ в экономической сфере в 2018–2023 годах. Были представлены сведения о 38 органах отраслевого сотрудничества СНГ, созданных практически во всех основных сферах экономического взаимодействия государств региона. Первый совет (по сотрудничеству в области связи) был создан в декабре 1991 года. Последние три отраслевых органа (по защите прав потребителей, промышленной политике, сотрудничеству в области космоса) были созданы в 2011–2018 годах. Созданные отраслевые органы – это уникальный инструмент, с помощью которого должны генерироваться все идеи, предлагаться решения развития экономики в той или иной сфере.
Проведенный анализ организации деятельности органов отраслевого сотрудничества СНГ и её результатов с точки зрения соответствия нормам, целям и задачам, заложенным в их базовых документах, свидетельствует о том, что в целом большинство ключевых задач, предусмотренных базовыми документами, выполняются. Органы отраслевого сотрудничества активно способствуют развитию взаимодействия государств Содружества в важнейших отраслях экономики, совершенствованию нормативной правовой базы интеграционных процессов в рамках СНГ.
Вместе с тем выявлены проблемы, которые характерны в той или иной степени для многих органов отраслевого сотрудничества и которые сказываются на эффективности их деятельности. Они разделены на субстантивное наполнение и организационные вопросы (см. Таблицу 1).
Так, государства СНГ участвуют в работе не всех органах отраслевого сотрудничества. Представители четырех стран (Армении, Беларуси, России, Таджикистана) являются членами всех отраслевых органов сотрудничества. Казахстан и Кыргызстан участвуют в 37 органах. В 2017–2023 годах Узбекистан дополнительно присоединился к 9 органам сотрудничества, а всего участвует в 29 органах.
В Совете по лесопромышленному комплесу и лесному хозяйству, например, не принимают участие лесопромышленники и вопросы формирования рынка продукции лесопромышленного комплекса на Совете не рассматриваются, о чем председатель Международной федерации профсоюзов работников лесных отраслей СНГ Виктор Карнюшин неоднократно ставил вопрос перед органами государственной власти и Исполкомом СНГ.
Таблица 1
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ ОТРАСЛЕВЫХ СОВЕТОВ
 
СУБСТАНТИВНОЕ НАПОЛНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
слабое наполнение повесток заседаний и отсутствие активности представителей;
невысокая активность в разработке значимых документов;
отход от многостороннего формата взаимодействия;
наличие фактов неисполнения решений советов;
невыполнение ряда функций, заложенных о положениях;
пассивность представителей в ходе заседаний, отсутствие лидерства;
рассмотрение на заседаниях вопросов повестки ЕАЭС без учета других государств
несоблюдение регулярности заседаний;
неучастие представителей в заседаниях, частая сменяемость, снижение уровня представительства; 
отсутствие постоянно действующего аппарата;
затруднения с переходом председательства и согласованием места проведения очередного заседания;
селективный подход государств к участию в работе советов;
затруднения с финансированием постоянно действующих рабочих органов;
отсутствие в ведомствах профильных подразделений, нацеленных на тематику;
недостаточное использование потенциала базовых организаций;
слабая популяризация деятельности советов.
 
Изменения, произошедшие за многолетнюю историю деятельности отраслевых советов, быстро меняющаяся ситуация в мировых и региональных экономических связях, смена технологического уклада, экологические вызовы требуют активизации работы органов отраслевого сотрудничества. Этот вопрос будет рассмотрен на Экономсовете СНГ в сентябре 2023 года.
 
Комиссия одобрила проект Плана мероприятий по реализации Стратегии «Здоровье населения государств – участников Содружества Независимых Государств» на 2024–2025 годы. Было отмечено, что в последние десятилетия возросло глобальное бремя неинфекционных заболеваний, таких как болезни сердца, диабет и рак. В связи с быстрой беспорядочной урбанизацией, глобализацией нездорового образа жизни и старением населения, эти болезни в настоящее время являются причиной 70% всех случаев смерти.
 
Справочно: Современная медицина относит к наиболее распространенным неинфекционным заболеваниям (НИЗ): 1. Болезни сердца и сосудов; 2. Заболевания дыхательных путей (ХОБЛ, астма и др.); 3. Сахарный диабет; 4. Злокачественные новообразования.
Эти 4 группы причин смертности вместе составляют более 80% всех смертей от НИЗ. Каждый год в мире от НИЗ погибает 41 млн человек – это 74% всех летальных исходов. Из них более 17 млн человек не достигли 70 лет. Согласно докладу ВОЗ, опубликованному в 2022 году, по сопоставимым оценкам за 2019 год вероятность смерти от основных неинфекционных заболеваний в возрасте от 30 до 70 лет в странах СНГ составляет 24,3%, а в странах ЕС –13,4%.
Среди всех причин летальности от НИЗ лидируют заболевания сердца и сосудов (ежегодно 30% всех случаев смертей в мире), далее следуют онкологические патологии (на начало 2022 г. под диспансерным наблюдением в странах СНГ находилось около 5 млн больных раком, более половины из них женщины), заболевания дыхательных путей и сахарный диабет (ежегодно в странах СНГ регистрируется более полумиллиона человек с новыми случаями заболевания сахарным диабетом, на начало 2022 г. на учете состояло 5,7 млн больных, из них большая часть – это женщины).
 
Случаи преждевременной смерти по причине НИЗ являются предотвратимыми, если страны принимают регулирующие меры и проводят политику, направленную на удовлетворение потребностей людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком, диабетом, хроническими респираторными заболеваниями или психическими расстройствами, или подверженных риску их возникновения, включая профилактическую, лечебную, паллиативную и специализированную помощь.
Одним из важнейших способов борьбы с неинфекционными патологиями является целенаправленная деятельность по сокращению всех факторов риска. Сегодня существуют решения, которые позволяют правительству и иным заинтересованным сторонам каждого государства сократить воздействие факторов риска, поддающихся внешнему влиянию. В 2016 году Совет глав правительств стран СНГ утвердил Стратегию «Здоровье населения государств СНГ», предусматривающей разработку двухгодичных планов по борьбе и профилактике НИЗ. Первый План был реализован в 2020–2021 годах. 
В проекте Плана на 2024–2025 годы предлагается сосредоточить усилия на следующих направлениях:
  • повышение эффективности межведомственной и межсекторальной деятельности по профилактике НИЗ и борьбе с ними;
  • снижение поддающихся изменению факторов риска неинфекционных заболеваний. Проведение мероприятий по профилактике и ранней диагностике НИЗ, факторов риска их возникновения (включая ранее выявление факторов риска злоупотребления спиртным и употребления наркотических и психотропных препаратов не по показаниям врача), мероприятий по коррекции выявленных факторов риска, а также организация диспансерного наблюдения граждан, имеющих НИЗ или высокие риски;
  • оценка эффективности мер по сохранению и укреплению здоровья населения и формированию ЗОЖ. Внедрение программ популяризации ЗОЖ и профилактики основных НИЗ;
  • развитие международного сотрудничества по основным направлениям;
  • создание надежной системы мониторинга национальных целевых индикаторов Стратегии.
В рамках каждого направления запланирована реализация определенных задач. Так, в рамках укрепления здоровья и профилактике НИЗ это:
  • меры по стимуляции работодателей к реализации программ профилактики НИЗ на рабочем месте;
  • замена трансжиров в переработанных пищевых продуктах;
  • разработка национальных планов по снижению потребления;
  • разработка рекомендаций по мотивации пожилого населения к физически активному образу жизни.
В рамках оценки эффективности реализуемых мер предполагается изучение общественного мнения, информированности и отношения населения к вопросам и факторам риска НИЗ, определение социальных потребностей, ближайших перспективных и стратегических планов, удовлетворенности жизнью населения в зависимости от возраста и социальной принадлежности.
В рамках направления по системной популяризации здорового образа жизни намечено обновление образовательных программ по формированию навыков на всех уровнях образования; обновление программ обучения медицинских работников; программы работы с населением.
В части анализа достижения национальных целевых индикаторов Стратегии в государствах СНГ предполагается разработка аналитических отчетов и рекомендаций по профилактике НИЗ.
 
Члены Комиссии одобрили в целом проект Положения о технологических платформах в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств СНГ на период до 2030 года. При подготовке проекта Положения был использован опыт создания и функционирования технологических платформ в России, а также евразийских и европейских технологических платформ.
Проект Положения разработан в целях активизации усилий бизнеса, науки, государства, гражданского общества и других заинтересованных сторон по созданию и продвижению перспективных технологий, новых продуктов, привлечения дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок, совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического и инновационного развития.
Здесь определены цели, задачи и принципы формирования и развития технологических платформ в рамках Программы, порядок их формирования, критерии отбора, направления их деятельности, а также порядок их функционирования и финансирования. Было подчеркнуто, что реализация проекта не повлечет финансовых затрат со стороны государств – участников Программы. Было предложено доработать с финансовыми органами.
 
Члены Комиссии одобрили проект Решения Экономсовета СНГ о придании статуса центра коммерциализации инноваций государств – участников Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств СНГ на период до 2030 года. Госфонду интеллектуальной собственности при Госагентстве интеллектуальной собственности и инноваций при Кабинете Министров Кыргызстана.
 
Комиссия приняла к сведению Отчет о реализации Межгосударственной целевой программы «Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств» и использовании перечисленных денежных средств в 2022 году.
Основными целями Программы являются: снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций с радиоэкологическими последствиями на территориях государств – участников Программы, подвергшихся воздействию уранодобывающих и перерабатывающих производств; отработка технологий по рекультивации объектов бывших урановых производств; обеспечение безопасных условий проживания и социальной реабилитации населения в этих регионах.
В качестве пилотных проектов по рекультивации выбраны наиболее опасные хвостохранилища в Кыргызстане в районе пгт. Мин-Куш и Каджи-Сай и в Таджикистане в районе г. Истиклол. И работы там велись опережающими темпами. Было отмечено невыполнение со стороны отдельных государств финансовых обязательств по реализации Программы.
 
Справочно.Управление и оперативный контроль за ходом реализации Программы осуществляет Дирекция, в состав которой входят представители Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», национальных государственных заказчиков Программы и Исполнительного комитета СНГ. Как и в предыдущие годы, в 2022 г. реализация Программы велась по трем ключевым направлениям:
- рекультивация территорий бывших урановых производств в Кыргызстане;
- рекультивация территорий бывших урановых производств в Таджикистане;
- социально-гигиенический мониторинг населения в районах производства работ.
Рекультивация хвостохранилища «Как» в районе пгт. Мин-Куш в Кыргызстане выполнена с опережением сроков на 5 месяцев с обеспечением надлежащего качества работ. Достигнуты высокие темпы и качество выполнения работ по рекультивации в Таджикистане, опережение сроков составляет 3 месяца.
Существующая динамика реализации Программы и опыт эксплуатации приведенного в безопасное состояние хвостохранилища «Каджи-Сай» в Кыргызстане иллюстрирует надежность применяемых технологий и качество выполняемых работ.
 
Комиссия одобрила Доклад «О состоянии рынка ценных бумаг в государствах – участниках СНГ», который свидетельствует, что применяемые в настоящее время государствами меры регулирования и надзора финансовых рынков направлены на совершенствование деятельности финансовых организаций, обеспечение ответственности за результаты их деятельности, организацию комплексного подхода к обеспечению защиты интересов потребителей финансовых услуг, внедрение современных технологий на финансовом рынке.
 
Справочно. В 2022 г. был проведен ряд мероприятий, направленных на стимулирование рынков капитала. Так, в налоговое законодательство Азербайджана были внесены ряд изменений, согласно которым начиная с 1 февраля 2023 года сроком на 5 лет от налогообложения освобождаются дивиденды, дисконтные и процентные доходы, выплачиваемые соответственно по акциям и облигациям, выпущенным методом публичного предложения и торгуемым на регулируемом рынке. Основными целями изменений является стимулирование размещения ценных бумаг на фондовой бирже путем открытой подписки и повышение интереса к ценным бумагам, обращающимся на регулируемом рынке. В стране приступили к созданию нормативно-правовой базы для «зеленых» облигаций. Действует механизм поощрения инвестиционных компаний, оказывающих услуги андеррайтинга. Завершена работа по созданию единого портала между Центральным банком, Национальным депозитарным центром и Бакинской фондовой биржей, и в декабре 2022 г. Система эмиссии ценных бумаг введена в эксплуатацию. 
В Армении утверждена программа развития рынка капитала. Предусмотрены следующие меры, в направлении которых работы продолжаются: внедрение новых технологий финансирования, таких как краудфандинг; поддержка потенциальных эмитентов для привлечения инвестиций через рынок капитала; создание инфраструктуры для выпуска ценных бумаг, обеспеченных активами (включая ипотечные ценные бумаги); углубление денежного рынка, в том числе определение бенчмарка, что является важным условием для ценообразования производных инструментов; продвижение рынка государственных облигаций.
В Беларуси нормотворческая деятельность в 2022 г. была направлена на улучшение инвестиционного климата в республике; создание источников «длинных» денег в экономике; внедрение в практику новых финансовых инструментов; усиление защиты инвесторов; расширение возможностей по привлечению белорусскими эмитентами инвестиций на зарубежных рынках, прежде всего в России и в государствах Евразийского экономического союза; рост конкурентоспособности белорусских предприятий и продвижение их экспорта за счет внедрения ESG-стандартов. В законодательстве содержится ряд нововведений, направленных на развитие фондового рынка, внедрение в практику новых видов финансовых инструментов, повышение защищенности инвесторов в ценные бумаги. Ряд изменений произошли в сфере лицензирования профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам (Закон РБ «О лицензировании»). В рамках деятельности межведомственной рабочей группы по развитию «зеленого» финансирования подготовлен и внесен в правительство проект постановления Совета Министров РБ «О критериях зеленых и адаптационных (переходных) проектов и требованиях к системе верификации зеленых и адаптационных (переходных) проектов и финансовых инструментов».
В последние годы в Казахстане принят комплекс мер для упрощения доступа граждан к фондовому рынку. Реализована возможность дистанционного заключения брокерских договоров с использованием биометрической и динамической идентификации, а также банкам предоставлено право оказывать весь спектр брокерских услуг не только с государственными, но и с корпоративными ценными бумагами. В рамках инициатив по развитию рынка секьюритизации (Закон РК «О рынке ценных бумаг») участникам рынка предоставлена возможность урегулирования очередности удовлетворения требований держателей облигаций на уровне проспекта выпуска ценных бумаг (частного меморандума), а также установления более гибких условий совершения сделок секьюритизации. В 2022 г. внесены изменения в законодательство Казахстана, позволяющие юридическим лицам в форме товарищества с ограниченной ответственностью получить лицензию на осуществление брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг без права ведения счетов в качестве номинального держателя. 
В Кыргызстане в целях снижения рисков легализации (отмывания), преступных доходов и финансирования террористической деятельности принят Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики по вопросам противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов и судебной правовой реформы». В целях ускорения развития фондового рынка и процесса его цифровизации, повышения доступа к финансовым инструментам для граждан и предпринимателей, создания благоприятной среды для притока инвестиций в экономику, а также в целях реализации Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 г. подписан Указ Президента Кыргызской Республики «О мерах о дальнейшем развитии фондового рынка и биржевой деятельности».
В России продолжена разработка проекта Федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О рынке ценных бумаг», направленного на модернизацию регулирования дилерской деятельности и деятельности форекс-дилеров. В 2022 г. принят Федеральный закон № 319-ФЗ, положения которого направлены на модернизацию механизмов управления специфическими рисками для центрального депозитария, а также на совершенствование действующих контрольно-надзорных механизмов Банка России. В частности, корректируется перечень нормативов, которые должен выполнять центральный депозитарий, устанавливается обязанность центрального депозитария разрабатывать и направлять в Банк России план восстановления финансовой устойчивости и план обеспечения непрерывности деятельности центрального депозитария, Банк России наделяется полномочием назначать уполномоченного представителя в центральный депозитарий и устанавливать требования к операционному аудиту, проводимому в центральном депозитарии. Вступил в силу ФЗ «О внесении изменений в ст.5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и ст.5,15 ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», направленный на совершенствование механизма публичного размещения ценных бумаг путем введения института клиентской стабилизации – практики по поддержанию цены или спроса размещаемых ценных бумаг в течение определенного ограниченного периода времени не только за счет участников торгов, но и за счет их клиентов. 
 
Взаимодействие государств Содружества по ключевым направлениям сотрудничества, в том числе в рамках работы Совета руководителей уполномоченных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств региона, обеспечит развитие платформы для обмена опытом, тем самым способствуя улучшению принципов функционирования фондовых рынков, либерализации и гармонизации национального валютно-финансового законодательства, дальнейшему совершенствованию механизмов выпуска и обращения ценных бумаг, сближению стандартов регулирования и повышению конкурентоспособности рынка ценных бумаг государств СНГ.
 
Были одобрены: Доклад «О регулятивных режимах в сфере банковского регулирования и надзора в государствах СНГ» и проект Межгосударственной программы сотрудничества государств СНГ в сфере геодезии, картографии, геоинформационных технологий, дистанционного зондирования Земли, кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество на период до 2026 года., предложения по финансированию в 2024 году мероприятий по продолжению розыска военнослкжащих, без вести пропавших в период войны в Афганистане в 1979-1989 годах, поиска мест захоронений, эксгумации, идентификации останков и перезахоронении их на Родине. 
 
Рассмотрен ряд организационных и финансовых вопросов.
 
Одобренные материалы будут внесены на рассмотрение Экономсовета СНГ.