Актуально

ЗАСЕДАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕТА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ 

понедельник, 21 марта 2022 г.
18 марта в Центре международной торговли в Москве состоялось 93-е заседание Экономического совета Содружества Независимых Государств. Открыл и провёл заседание Председатель Экономического совета СНГ, заместитель премьер-министра, министр торговли и интеграции Республики Казахстан Б.Т.Султанов. 
 
В нём приняли участие члены Экономсовета и делегации Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ С.Н.Лебедев, руководители ряда межгосударственных отраслевых органов. От ВКП в заседании участвовала заместитель генерального секретаря Н.Д.Подшибякина.
 
Заседание Экономического совета СНГ началось с обсуждения ряда вопросов в узком формате. Руководители делегаций обменялись мнениями об актуальных вопросах экономического сотрудничества. Они касались повышения эффективности сотрудничества стран СНГ в условиях нарастания внешних санкционных мер, перспективных экономических проектов, продолжения работы по сопряжению нормативно-правовой базы Содружества с правом Евразийского экономического союза. 
 
Председатель Экономсовета Б.Т.Султанов при обсуждении вопросов повестки дня в широком формате отметил, что для Казахстана большая честь в очередной раз принять в этом году ответственную миссию председательства в СНГ. Содружество является важной частью экономического развития государств региона, отношения стран характеризуются активным регулярным политическим диалогом, взаимными визитами на различных уровнях, а также высокой динамикой торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. В экономической сфере актуальным вопросом общей повестки остается преодоление негативного влияния турбулентности в мировой экономике. Сейчас Содружество находится на стадии подписания концептуальных документов по дальнейшему развитию СНГ. 
 
Председатель Исполнительного комитета – исполнительный секретарь СНГ С.Н.Лебедев пожелал Б.Т.Султанову успешной работы на ответственном посту и рассказал кратко о заседании в узком формате, о повестке Экономсовета СНГ и предстоящего Экономического форума. 
 
Особое внимание в ходе заседания уделено рассмотрению проекта Соглашения о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций государств СНГ. Реализация его положений станет важным фактором развития зоны свободной торговли и роста национальных экономик стран Содружества. Подписание Соглашения планируется на заседании одного из высших органов СНГ в 2022 году. 
 
Экономсовет заслушал и отметил эффективную работу Межгосударственного совета по космосу в 2020–2021 годах. Совет сыграл важную роль в координации сотрудничества стран СНГ в сфере исследования и использования космического пространства в мирных целях. Основными направлениями совместной деятельности на сегодняшний день являются: дистанционное зондирование Земли из космоса; координатно-временное и навигационное обеспечение; мониторинг техногенного засорения околоземного космического пространства и другие работы, связанные с космической техникой и космической инфраструктурой. Поддержана инициатива Совета по предоставлению услуг в космической сфере. Совету рекомендовано совместно с заинтересованными государствами активизировать подготовку высококвалифицированных кадров. 
 
Рассмотрен вопрос об использовании национальных валют стран СНГ как факторе усиления экономического взаимодействия национальных экономик. Одним из значимых достижений здесь стало создание расчётной площадки в национальных валютах, которая обслуживает расчёты центральных нацбанков, межгосударственных интеграционных органов, банков-корреспондентов и хозяйствующих субъектов государств СНГ. Как подчеркнули участники заседания, взаимные расчёты в национальных валютах стран СНГ способствуют развитию и укреплению их связей как на стадии производства товаров и услуг, так и на стадии обращения созданных товаров, распределения и обмена. Одной из главных тенденций использования национальных валют во взаимных расчетах является сокращение доли долларов США и рост доли национальных валют во взаимных расчетах. Рекомендовано продолжить эту работу.
В настоящее время наблюдается рост интереса к расчетам в национальных валютах, поскольку, как показала практика последних лет, использование мировых валют (как правило, долларов США) в международных расчетах сопровождается повышенными рисками замедления и блокировки трансакций. Это продиктовано также объективной необходимостью более тесного интеграционного взаимодействия в условиях заметного роста неопределённости в мировой экономике. Преимущества взаимных расчётов в национальных валютах, основанных на межгосударственных соглашениях стран, могут проявляться в экономии официальных валютных резервов, снижении зависимости регуляторов внешнеэкономической деятельности от состояния мировых валют, санкционной политики, в том числе риска блокирования долларовых активов на корреспондентских счетах в иностранных банках.
Основными тенденциями во взаимных расчётах являются постепенное сокращение доли доллара США и рост доли национальных валют во взаимных расчётах. На пространстве СНГ это в основном происходит за счёт роста операций в российских рублях.
Так, доля российского рубля в расчётах между Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном (Центральные /национальные/ банки указанных государств входят в состав Евразийского совета банков (ЕСБ), а Межгосударственный банк является Секретариатом ЕСБ) выросла с 61,2% в 2013 году до 70,5% в 2019 году. Вместе с тем доля доллара США пока ещё остается достаточно высокой в расчетах по экспорту и импорту стран со всеми странами мира, особенно в Казахстане и Кыргызстане. Российский рубль наиболее активно используется белорусскими участниками внешней торговли. Расчёты в других национальных валютах на протяжении ряда лет в среднем остаются на уровне 1–2%, кроме казахстанского тенге, который начал применяться при оплате экспорта Кыргызстана (5,2% в 2020 г.).
Преобладание доллара США и недостаточное использование национальных валют во взаимных расчетах обусловлено рядом факторов: нестабильностью национальных валют; низкой степенью доверия к этим валютам и отсутствием спроса на них; ограниченным количеством финансовых инструментов в нацвалютах; различной степенью развития инфраструктуры валютных рынков; существующими законодательными различиями; недостаточной информированностью участников внешнеэкономической деятельности. К фундаментальным причинам медленного развития таких расчётов были отнесены незавершенность формирования общего рынка факторов производства (товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов) и барьеры на пути их движения во взаимодействии государств–участников.
Была отмечена необходимость активного применения национальных валют в расчетах во взаимной торговле государств СНГ, которая на протяжении ряда лет сохраняется на уровне 19%, а на третьи страны приходится 81%. Объёмы взаимной торговли указывают, что одни государства (например, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан) больше ориентированы на торговлю внутри Содружества, другие (Казахстан, Россия) развивают внешнеэкономические отношения с третьими странами.
Было отмечено, что использование национальных валют во взаимных расчётах приобретает экономический смысл при наличии существенных объёмов товарооборота между государствами. Важно, чтобы объёмы экспорта и импорта были сбалансированы. В противном случае экспортер может столкнуться с проблемой дальнейшего использования полученной валюты импортёра.
Большая же часть взаимной торговли состоит из недифференцируемых сырьевых товаров, мировые цены на которые выражаются в долларах США. В товарной структуре экспорта государств СНГ наибольший удельный вес занимают также минеральные продукты (45,7 %), из которых 76,1% приходится на Россию, 13,6% – на Казахстан, 5,3% – на Азербайджан. Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье занимают 13% объема (из них 45,4% приходится на Россию), металлы и изделия – 11,2% (из них 62,6% приходится на Россию и 13,6% – на Казахстан).
Основными препятствиями для роста доли национальных валют в расчетах считаются высокие валютные риски, сложившуюся деловую практику и отсутствие
экономических стимулов. В качестве дополнительного фактора экспертами рассматривается низкий уровень спроса на финансовые инструменты в национальных валютах со стороны реального сектора экономики.
Приведенные данные свидетельствуют о необходимости развития
операций в национальных валютах как для обслуживания взаимной торговли, так и на валютных рынках государств региона. Но это длительный процесс.
Для увеличения роли национальных валют было предложено: реализация комплекса мер по поддержке торговых и финансовых операций в национальных валютах государств СНГ; обеспечение ряда технических условий; а также обеспечение устойчивого роста экономики. Межгосударственному банку было рекомендовано продолжить работу по развитию расчётов в национальных валютах. Совет обратился к правительствам с просьбой направить предложения по возможным инструментам стимулирования использования национальны валют.
 
Экономсовет одобрил деятельность Межправительственного совета по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству в 2017–2021 годах, включая меры по борьбе с трансграничными пожарами, нелегальной вырубкой леса, вредителями и болезнями леса. В представленной информации отмечено, что большой вклад в укрепление сотрудничества в отрасли вносит Федерация профсоюзов работников лесных отраслей СНГ. Предлагаемая ею к рассмотрению на заседаниях Совета тематика затрагивает социальную сторону взаимоотношений хозяйствующих субъектов в межгосударственном сотрудничестве. Федерация профсоюзов оказывает постоянное содействие профсоюзам отрасли государств СНГ в представлении интересов и защите социально-трудовых прав трудящихся, содействует развитию системы социального партнерства, внедрению коллективно-договорных отношений, способствует разработке и осуществлению комплексных программ по улучшению положения работающих женщин и молодёжи, созданию достойных условий жизни ветеранов труда. В частности, Федерация оказывает лесным ведомствам государств СНГ существенную поддержку в вопросе разработки индикаторов в области социальных и трудовых отношений.
 
На заседании были одобрены: план мероприятий по реализации Стратегии обеспечения информационной безопасности государств СНГ до 2030 года; проект Протокола о внесении изменений в Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств СНГ от 3 ноября 1995 года.
 
Экономсовет утвердил Комплекс мер по развитию химического машиностроения государств СНГ на период до 2030 года. Отрасль предоставляет оборудование, запасные части к нему, а также аппаратуру для реализации инженерных проектов и создания технологических установок для нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газодобывающей, сельскохозяйственной, целлюлозно-бумажной, космической, микробиологической, медицинской, фармацевтической и других отраслей. 
В настоящее время важнейшее значение приобретает опережающее развитие производства оборудования для химических отраслей промышленности. Оно необходимо для обеспечения оборудованием новых предприятий и для ускорения технического перевооружения действующих. Проект Комплекса мер направлен на налаживание взаимодействия государств региона по разработке, производству и приобретению химического оборудования, а также формирование преимуществ для обеспечения конкурентоспособности на внешнем рынке.
 
Был одобрен проект Соглашения об обмене биологическим материалом, рассчитанный на расширение и углубление сотрудничества ветеринарных служб стран СНГ, в особенности на осуществление совместных действий по раннему выявлению очагов инфекционных заболеваний, развитие практик обмена биологическим материалом и пополнение биобанков микроорганизмов; Было отмечено, что существующие лабораторные методы диагностики не всегда позволяют определить конкретный тип микроорганизма из-за их многообразия. При этом особую угрозу представляют особо опасные болезни, способные к стремительному распространению среди животных и высокую их смертность, а также представляющие угрозу здоровью и жизни людей. Не во всех государствах региона есть возможность проводить лабораторную диагностику при помощи инновационных методов. 
Проект Соглашения об обмене биологическим материалом в целом рассчитан на сотрудничество и взаимную помощь компетентных органов государств СНГ в обмене биологическим материалом, совершенствование лабораторной диагностики особо опасных болезней и предупреждение распространения инфекционных болезней животных на территориях государств Содружества. Документ будет внесен на Совет глав правительств СНГ.
 
Экономсовет присудил Премии СНГ 2021 года за достижения в области качества продукции и услуг.
 
По инициативе белорусской стороны Совет принял протокольное решение о создании Рабочей группы с участием представителей государств, органов отраслевого сотрудничества СНГ и Межгосударственного банка для мониторинга экономической ситуации в государствах СНГ и подготовки конкретных предложений по возможным совместным мерам реагирования на возникающие проблемы.