Актуально

ПРОФСОЮЗЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ ОБСУДИЛИ ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА СОЦИАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ В ОТРАСЛИ

пятница, 23 июля 2021 г.
«Влияние пандемии COVID-19 на трудовые отношения и социальную политику в секторе железнодорожного транспорта в регионе – ответные стратегии, направленные на восстановление и повышение устойчивости профсоюзов» – вебинар на эту тему был проведен 21–22 июля.
 
Его организаторами выступили Бюро трудящихся МОТ в Москве; Международная конфедерация профсоюзов железнодорожников; Казахстанский отраслевой профсоюз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта.
 
В вебинаре приняли участие почти 50 человек из 3 международных организаций - МОТ, МКПЖ, ЕФТ, 16 стран, 14 профсоюзов. Среди участников С.Гловацкас - заведующий сектором Европы и Центральной Азии МОТ, Г.Н.Косолапов - генеральный секретарь МКПЖ, Х.Свободова - член Исполкома Европейской федерации транспортников (ЕФТ), координатор ЕФТ по взаимодействию с МКПЖ, международный секретарь профсоюза железнодорожников Чехии. Модераторами вебинара были Г. Н. Косолапов и председатель Казпрофтранса О.Т.Ахметбаев
На вебинаре заслушаны и обсуждены основные организационные и экономические меры предпринимаемые железнодорожными администрациями и профсоюзами по обеспечению жизнеспособности железнодорожных комплексов стран и охране здоровья работников предприятий (изменение условий работы, обеспечение средствами защиты, обучение профилактическим мерам, компенсационные выплаты и т.д.), меры по ориентированному на трудящихся восстановлению экономик и поддержания железнодорожных комплексов государств.
 
Стратегии МОТ реагирования на кризис COVID-19 и активной политики на рынке труда и создания достойных рабочих мест, меры государственной поддержки финансирования восстановления экономик и отраслей, программ социальной защиты было посвящено выступление Г. Александриа – специалиста по работе с трудящимися Московского бюро МОТ
 
Х. Свободова раскрыла стратегию ЕФТ по реагированию на посткризисные явления COVID-19, в том числе меры противодействия профсоюзов давлению на железнодорожный сектор по повышению конкурентоспособности и снижение затрат, программам совместной деятельности ЕФТ и МКПЖ.
 
Генеральный секретарь МКПЖ Г. Н. Косолапов рассказал о действиях МКПЖ и профсоюзов железнодорожников постсоветского пространства в преодолении посткризисных явления в связи с пандемией COVID-19 на трудовые отношения и занятость в отрасли, ответных стратегиях, направленных на повышение устойчивости профсоюзов.
Вследствие коронавирусной инфекции COVID-19, изменения климата, люди, экономики и общества стран столкнулись с проблемой исключительной сложности, которая ещё более обострила социально-экономические вопросы докризисного периода. Государства и отрасли вынуждены идти на беспрецедентные меры и расходы, связанные с поддержкой населения и трудящихся.
Во время этого кризиса железнодорожный транспорт, в силу своих объективных преимуществ, зарекомендовал себя гарантом мобильности людей и товаров как внутри стран, так и в международных перевозках, играя важнейшую роль в обеспечении устойчивой работы экономик государств. Как самый экологичный вид транспорта, железные дороги становятся ключом к достижению жизненно важных климатических целей, в то же время надежно связывая людей и страны.
В нынешних сложных условиях пандемии коронавируса железнодорожники еще раз доказали, что являются одной из ключевых групп трудящихся, которые своим трудом обеспечивают жизнеспособность стран, перевозя пассажиров и необходимые грузы, поддерживая работу экономик.
Выступившие в обсуждении докладов Беюкзаде С.С.о. - зам. председателя профсоюза Азербайджана, Мартиросян А.С. - председатель Союза Армении, Какора В.М. - председатель Дорпрофсожа Белоруссии, Гелашвили Г.М. – председатель профсоюза Грузии, Ахметбаев О.Т. – председатель Казпрофтранса, Мазитов Р.М., – председатель профсоюза Кыргызстана, Тюменев С.В. – заместитель председателя Роспрофжела, Цыганков В. – зам. председателя Федерации профсоюзов ж.д. Литвы, Николаев Н.И. – председатель ОППО Бесарабского узла Молдовы, Хамидов З.Т. – председатель РК профсоюза Таджикистана, Мальский Я. А. – зав. отделом Совета профсоюза Украины, Чубаров О. – председатель профсоюза Эстонии отметили важную роль социального диалога в преодолении пандемии коронавируса.
 
Международное пассажирское железнодорожное сообщение в регионе было прекращено 16–18 марта 2020 г., но продолжались грузовые перевозки. Несмотря на сложное социально-экономическое положение в странах региона в 2020 году в сравнении с 2019 годом общая погрузка и грузооборот снизились на 2.6% и 2.1% соответственно, в 2021 году ситуация стала улучшаться.
Действуя в условиях карантина, большинство профсоюзов МКПЖ сохраняют управление своими структурами, проводят постоянный мониторинг ситуации на производстве, взаимодействуют с работодателями, обеспечивая внесение оперативных изменений в нормативную базу, вызванных пандемией коронавируса, оказывают необходимую помощь в приобретении тепловизоров, масок, перчаток, антисептических и других средств защиты.
Профсоюзами осуществлялся контроль выполнения трудового законодательства, выплаты и индексации зарплаты, выполнения условий действующих и подготовка новых коллективных договоров, обеспечения безопасных эпидемиологических условий на рабочих местах, поддержанию и защите здоровья работников железных дорог.
Ряд профсоюзов в апреле–мае подписали с работодателями специальные соглашения или протоколы по поддержке и сохранению персонала в условиях падения объемов перевозок и распространения коронавирусной инфекции. Принимаются и другие меры. Так, Дорпрофсож Белорусской железной дороги застраховал более 6.5 тыс. работников от несчастных случаев и болезней в результате коронавирусной инфекции с максимальной выплатой 5 тыс. долл. В АО «Литовские ж.д.» застрахованы все железнодорожники с максимальной выплатой 1300 евро.
В условиях второй волны пандемии положение с заболеваемостью коронавирусом не улучшается, что сказывается на работе компаний. Ряд профсоюзов выражают обеспокоенность расширением применения режима неполной занятости на предприятиях и планах по оптимизации численности штата работников в 2021 году, в том числе из-за простоя пассажирского комплекса в ряде стран по причине отсутствия международных железнодорожных пассажирских перевозок.
Впервые за время мониторинга МКПЖ уровень оплаты труда на 7 железных дорогах стал ниже средних зарплат в странах – Азербайджане, Беларуси, Казахстане, Молдове, Таджикистане, Украине и Грузии. Снижение заработков особенно заметно на Украине с 120% к средней зарплате в стране в 2019 г до 88% в 2021 году, что вынудило профсоюз железнодорожников провести ряд протестов и добиться повышения зарплаты, отмены 4-дневной рабочей недели, необоснованного расторжения трудовых контрактов.
 
Совет МКПЖ в 2020 году принял Заявление «Вместе против коронавируса», в котором выразил общую благодарность всем работникам отрасли, поскольку железнодорожный транспорт действует как единая система, днем и ночью, независимо от времени года и погодных условий, а успех его бесперебойной и безопасной работы зависит от каждого труженика стальных магистралей.
В заявлении подчеркивается, что события последних месяцев дают понять, что сила трудящихся в солидарности, гордости за свой труд и его результаты. Профсоюзы железнодорожников совместно с работодателями, постоянно анализируют ситуацию для поиска решений, которые позволяют представлять и защищать интересы коллег, учитывая запросы каждого работника.
«Мы ещё раз заявляем, что социальный диалог сейчас – важный инструмент управления в современной сложной ситуации, способствующий повышению качества мер и стратегий реагирования на кризисные условия, обеспечивающий доверие в преодолении разногласий и укреплении сплоченности общества и коллективов» – говорится в Заявлении Совета МКПЖ.
 
В ходе вебинара была также проведена дискуссия по докладу генерального секретаря МКПЖ Г.Н. Косолапова «Задачи повышения устойчивости профсоюзов – извлеченные уроки и возможные стратегии».
В анализе МОТ «Профсоюзы на распутье», опубликованном в 2020 году отмечается, что новая нестабильность труда 21 века – это сокращение рабочих мест в промышленности, нестандартная и гибкая занятость, рост неформальной экономики и доли прекариата, влияние цифровизации на рабочие места и трудовые отношения, изменения трудового законодательства, проблемы представления работников с новыми формами занятости, ограничение и нарушение профсоюзных прав.
В 2019 г. из 3 млрд работников старше 15 лет в профсоюзах состоит 516 млн человек. В анализе прогнозируются варианты развития событий для профсоюзов: 
Маргинализация – при следовании шаблонам и утрате гибкости. Сейчас 20% членов – старше 55 лет и 5% моложе 30 лет.
Лояльность к нанимателям, снижение роли коллективных переговоров, жесткость работодателей в продавливании своей политики, ограничение прав трудящихся; профсоюзы останутся только в крупных компаниях.
Замена правозащитными организациями и «цифровыми» объединениями работников, с большим числом молодежи и мобильностью из-за цифрового формата взаимодействия.
Оживление существующих союзов, совершенствование структуры, форм работы и омоложении состава; тиражирование и расширение инновационных и успешных стратегий профсоюзов.
Эти поднятые на вебинаре вопросы были признаны чрезвычайно актуальными для профсоюзов МКПЖ, поскольку общая численность профсоюзов железнодорожников за 30 лет сократилась почти на 50%. Было решено подготовить и провести соответствующую дискуссию на предстоящем 60-м заседании Совета МКПЖ
 
Были также обсуждены совместные действия профсоюзов железнодорожников стран региона перед лицом общих вызовов в преодолении социально-экономических проблем, в том числе по совместному проекту МКПЖ-ЕФТ обследования условий труда работников поездных бригад в национальных и трансграничных перевозках.