Актуально

ЗАСЕДАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕТА СНГ

понедельник, 10 декабря 2018 г.
7 декабря в Москве состоялось 80-е заседание Экономического совета СНГ. В нём приняла участие заместитель генерального секретаря ВКП Н.Подшибякина
 
В заседании участвовали члены Совета, делегации Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, руководители и работники Исполкома СНГ, ряда отраслевых советов, фондов и общественных организаций.
В качестве наблюдателя участвовал председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Т.Саркисян.
 
Открыл и вёл заседание председатель Экономического совета, первый заместитель премьер-министра Республики Таджикистан Д.Саид. Были подведены некоторые итоги сотрудничества в социально-экономической сфере, выполнения экономической повестки председательства Республики Таджикистан в СНГ в 2018 году. 
Руководитель делегации, Чрезвычайный и Полномочный Посол Туркменистана в Российской Федерации Б. Ниязлиев представил Концепцию председательства Туркменистана в СНГ в 2019 году. В качестве важнейших сфер для партнерства туркменистанская сторона предложила транспортную и энергетическую сферы, в том числе создание современных транспортных коридоров и крупных логистических центров. Планируется также разработать новые подходы к совместной деятельности стран СНГ в торгово-экономической сфере. Значительное внимание Туркменистан намерен уделять вопросам сотрудничества в гуманитарной сфере. В частности, предлагается приступить к обсуждению концепции сохранения богатого культурного наследия народов СНГ.
 
В повестку дня были включены вопросы, охватывающие различные сферы экономического сотрудничества государств Содружества. Об их разработке и обсуждении проинформировал председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ С.Лебедев. Он сообщил, что 15 марта 2019 года в Москве планируется провести экономический форум СНГ, который будет посвящен проблемам цифровой экономики. «Эта тема на пространстве СНГ выдвигается на первый план», – подчеркнул С.Лебедев.
 
Цифровая тематика была и в центре внимания членов Экономсовета СНГ. Был рассмотрен Доклад «Формирование конкурентной политики в государствах – участниках СНГ в условиях развития цифровой экономики», вызвавший большой интерес. В нем дана общая характеристика цифровой экономики в странах Содружества, проанализированы новые вызовы для конкурентного регулирования, представлена оценка готовности конкурентного законодательства к новым вызовам и необходимости внесения в него изменений.
Основной вывод – антимонопольные органы государств СНГ сталкиваются со схожими проблемами в области защиты и развития конкуренции. Предпринимаются необходимые меры по формированию благоприятной среды для становления цифровой экономики. Реализуемые в настоящее время государственные программы схожи и охватывают следующие базовые направления:
развитие человеческого потенциала и обеспечение кадровых заделов для развития цифровой экономики, повышение благосостояния граждан и повсеместный доступ к благам цифровой экономики;
развитие инфраструктуры ИКТ и обеспечение ее безопасного функционирования;
формирование необходимых институтов для функционирования отраслей экономики, обеспечение их цифровизации и становление условий для инновационного развития экономики, развитие научного потенциала;
цифровизация взаимодействия государства и граждан, государства и бизнеса, бизнеса и бизнеса.
Хотя программы развития цифровой экономики и общества находятся в большинстве стран Содружества на начальном этапе реализации, предварительно можно сказать, что государства пока не уделяют должного внимания формированию необходимых условий для развития конкуренции. Ряд программ цифровизации формируют условия для монополизации инфраструктуры цифровой экономики – как физической инфраструктуры ИКТ, так и в сфере формирования электронной инфраструктуры данных, определяя единственных поставщиков услуг на самом начальном этапе. Прослеживается, что государства традиционно стремятся к регулированию правоотношений в цифровой экономике по технологическому принципу.
Судя по подходам, формируемым при реализации программ цифровой экономики, государства СНГ осознают важность и степень влияния больших данных на все сферы жизни, уделяют должное внимание безопасности обращения данных и необходимости их защиты, однако не предпринимают надлежащих мер по обеспечению формирования взаимоувязанных распределенных экосистем цифровой экономики, а также необходимой стандартизации процедур, что также может привести к ограничению конкуренции, и в последующем – к замедлению цифрового развития.
На основе изложенного было рекомендовано при планировании и реализации мероприятий по развитию цифровой экономики:
исходить из необходимости реализации в процессах регулирования принципов технологической и сетевой нейтральности, согласно которым, например, провайдерам запрещается блокировать сайты или применять дискриминационные меры против любого интернет-трафика;
обеспечить функционирование единого электронного пространства на базе взаимоувязанных инфокоммуникационных инфраструктур, в том числе путем принятия единых правил и стандартов;
не допускать монополизации рынков, в том числе путем определения единственного поставщика, за исключением случаев, когда такие решения обусловлены интересами безопасности государства, защиты жизни и здоровья граждан.
Кроме этого было отмечено, что рынки в цифровой экономике не функционируют изолированно, в отрыве от глобальных рынков, и государства СНГ, понимая важность скорейшей цифровой трансформации для развития экономики и обеспечения их конкурентоспособности на мировой арене, проводят необходимые мероприятия по цифровизации правоотношений и развитию человеческого потенциала.
Вместе с этим принятые государственные программы не предусматривают необходимых мероприятий по обеспечению конкурентоспособности национальных предприятий на глобальных рынках с учетом рыночной власти транснациональных корпораций, в том числе не предусматривают разработки надлежащих мер защиты конкуренции в условиях все нарастающей глобализации экономики.
Изменение товара, способов его обращения, формирование многосторонних рынков с новыми качественными характеристиками, снижение транзакционных издержек – все те выгоды, которые несет цифровая экономика, порождают угрозы для конкуренции, не только схожие по характеру правоотношений в государствах СНГ, но и одинаковые по влиянию конкретных компаний на конкурентоспособность национальной экономики, поскольку ТНК действуют во всех странах. При этом программы стран Содружества не содержат положений, необходимых для усиления антимонопольного регулирования и защиты конкуренции (только в РФ предусмотрено одно мероприятие по адаптации антимонопольного законодательства).
Сложившаяся ситуация вызывает опасения, поскольку скорости формирования рыночной власти в условиях цифровой экономики многократно превышают темпы становления рынков в условиях индустриального уклада, что наглядно продемонстрировано в Докладе на примере формирования рыночной власти ТНК. Совершенно четко просматривается создание транснациональными корпорациями многосторонних систем, охватывающих не только несколько рынков в традиционном понимании, но и несколько отраслей, их стремление к формированию колоссального влияния на самые чувствительные для развития национального благосостояния сферы.
Особо отмечено, что складывающиеся монопольные и олигопольные глобальные кластеры защищены правом интеллектуальной собственности, что необходимо учитывать при разработке необходимых мер защиты конкуренции в государствах – участниках СНГ. Был отмечен опыт Казахстана, где уже приняты необходимые изменения в антимонопольное законодательство и запрещено совершать действия, являющиеся реализацией исключительных прав, если это приводит к ограничению конкуренции.
Подчеркнуто, что для эффективной защиты конкуренции недостаточно действующего в настоящее время антимонопольного инструментария, и в самое ближайшее время государства СНГ могут столкнуться с отсутствием механизмов защиты конкуренции на наиболее значимых, в том числе на социально значимых рынках.
Были даны рекомендации по совершенствованию антимонопольного законодательства. С учетом всех данных рекомендаций развитие цифровой экономики будет способствовать открытому, широкому и равноправному сотрудничеству стран Содружества, хозяйствующих субъектов и граждан, росту эффективности и объемов экономики каждого из государств переходу на новый уровень экономического, технологического и социального развития.
 
Рассмотрев Информацию о выполнении Решения Совета глав правительств СНГ о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств – участников СНГ и о Тарифной политике железных дорог государств – участников СНГ на 2018 фрахтовый год, в которой приведены согласованные изменения и дополнения к Тарифной политике железных дорог стран Содружества на 2018 год, Экономический совет СНГ дал поручение Совету по железнодорожному транспорту продолжить совершенствование согласованной тарифной политики железных дорог и работу, направленную на установление конкурентоспособных сквозных ставок и снижение себестоимости на перевозку грузов. Железнодорожным администрациям стран СНГ рекомендовано уделять особое внимание внедрению инновационных технологий и программных продуктов на железнодорожном транспорте
 
Были также утверждены Положение о системе мониторинга инновационной деятельности государств – участников СНГ в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года и Положение о создании сети центров коммерциализации инноваций государств – участников СНГ на период до 2020 года. Принятие этих документов позволит ускорить реализацию указанной Межгосударственной программы.
 
На заседании был одобрен проект Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года, который будет вынесен на рассмотрение Совета глав правительств СНГ. 
 
Члены Совета обменялись мнениями о ходе переговоров по проекту Соглашения о свободной торговле услугами. Признано целесообразным активизировать работу над проектом Соглашения о свободном обмене товарами и услугами, включив в него главу «Инвестиции».