Актуально

ПРАВО ПРОЖИВАНИЯ В СТРАНЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА – ГАРАНТИЯ ПРАВ И СВОБОД ТРУДЯЩИХСЯ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

вторник, 3 июля 2018 г.
В Евразийской экономической комиссии 29 июня прошло заседание круглого стола «Право проживания в стране трудоустройства – гарантия прав и свобод трудящихся стран Евразийского Экономического Союза». 
 
В заседании приняли участие более 20 экспертов среди которых были руководители, Международного альянса «Трудовая миграция», Международной организации по миграции, представители Государственной Думы Российской Федерации, посольств стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Представительства Европейского союза в РФ, Ассоциации европейского бизнеса, НКО, научного сообщества, консалтинговых агентств. 
От ВКП в работе круглого стола приняли участие Вера Савинова, заместитель руководителя Департамента по вопросам защиты социально-экономических интересов трудящихся и Сергей Юрьев, главный специалист Юридического департамента ВКП.
 
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) внесла на обсуждение  свою инициативу о необходимости предоставить гражданам Союза, имеющим долгосрочные трудовые отношения, право на временное или постоянное проживание в государстве трудоустройства.
 
Открыл заседание член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Т. Жаксылыков, который отметил, что: «Несмотря на то, что граждане стран Союза с 1 января 2015 года в рамках общего рынка труда получили право вести трудовую деятельность в любом государстве-члене на тех же условиях, что и граждане государства трудоустройства, трудящиеся и члены их семей сталкиваются с проблемами как миграционного, так и социального характера».
При этом формирование единого рынка труда, как считает министр ЕЭК, невозможно без обеспечения свободы передвижения граждан государств-членов, создания равных, комфортных условий трудоустройства, а также обеспечения социальных гарантий трудящимся и членам их семей.
Одним из возможных вариантов решения комплекса проблем граждан Комиссия видит в законодательном закреплении возможности предоставления им права на временное проживание на срок действия трудового договора (на год и более). Соответствующие изменения можно было бы внести в Договор о ЕАЭС или выработать отдельный нормативный правовой документ. Это возможно, поскольку трудящиеся Союза обеспечены местом и средствами проживания, платежеспособны и востребованы работодателем.
 
Заместитель директора Департамента трудовой миграции и социальной защиты ЕЭК О. Артамонов поднял проблемы, с которыми сталкиваются трудящиеся стран ЕАЭС.
Так, имея право долгосрочного пребывания и работы в стране трудоустройства, трудящиеся Союза обязаны каждый раз при въезде/выезде вставать на миграционный учёт по одному и тому же адресу. Невыполнение этого требования влечёт административную ответственность и последующее возможное закрытие въезда в страну.
Трудящиеся не могут воспользоваться в полном объёме социальным обеспечением наравне с гражданами страны трудоустройства ни в одном государстве-члене, хотя оно закреплено Договором о Союзе.
Граждане стран ЕАЭС обязаны получить статус постоянного или временного проживания в государстве трудоустройства, чтобы заниматься индивидуальным предпринимательством, хотя это предусмотрено союзным законодательством.
Возможностей по доступу к финансово-кредитным операциям и государственным услугам в стране трудоустройства у временно пребывающих значительно меньше по сравнению с теми, что имеют граждане стран Союза, временно или постоянно проживающие в этих странах.
 
Крайне затруднен статистический учёт трудящихся государств-членов. В этих условиях невозможно проводить эффективный мониторинг уровня свободного передвижения рабочей силы в рамках ЕАЭС.
В то же время граждане третьих стран, имеющие статус постоянного проживания, не сталкиваются с подобными проблемами. Например, медицинское обеспечение им предоставляется наравне с гражданами государства пребывания в полном объёме. При этом условием приобретения такого статуса в Армении является обеспеченность местом и средствами проживания, в Казахстане – подтверждение своей платежеспособности, а в Беларуси – востребованность организации в работнике. В Российской Федерации статус временного проживания, который выдается иностранным гражданам в пределах ежегодно выделяемых квот, тоже снимает эти проблемные вопросы.
В решении вопросов в сфере трудовой миграции может помочь изучение мирового опыта интеграционного взаимодействия государств.
 
Для ЕАЭС интересен опыт Европейского Союза. Директивой 68/360/ЕЭС Совета Европейских Сообществ от 15 октября 1968 года «Об упразднении ограничений на перемещение и проживание внутри Сообщества работников государств-членов и их семей» для трудящихся-мигрантов был введен особый документ на право проживания, который выдавался и продлевался в упрощенном порядке – «вид на жительство гражданина государства – члена ЕЭС».
Он выдавался при предоставлении минимального пакета документов – документа, на основании которого работник прибыл в это государство-член, и декларации о найме со стороны работодателя или свидетельства, подтверждающего факт трудовой деятельности.
И только через 36 лет, с углублением интеграции в рамках ЕС, была принята Директива 2004/38/ЕС Европейского парламента и Совета от 29 апреля 2004 года, которая внесла ряд изменений и дополнений в сложившийся ранее правовой режим для граждан стран ЕС. Главные среди них – отмена обязанности получать вид на жительство и замена его более простой системой регистрации по месту проживания, а также предоставление права постоянного проживания.
 
Предоставление гражданам стран Евразийского экономического союза права на временное проживание на период действия трудового договора на продолжительный срок позволит сократить объём нелегальной трудовой миграции за счёт преференций, которые будут предоставлены трудящимся. Появится возможность контролировать привлечение трудящихся ЕАЭС, планировать проверки государственными органами. Повысятся объёмы всех выплат за трудящегося и членов его семьи, предусмотренных законодательством государства трудоустройства. Будет выполняться обязательная процедура дактилоскопирования, позволяющая повысить для госорганов уровень безопасности, а для граждан – социальной защищенности; оптимизируется учёт трудящихся; будет сформирована более корректная государственная статистическая отчётность в сфере трудовой миграции; повышена эффективность мониторинга и регулирования миграционных процессов. Появится возможность расширенного доступа к пользованию государственными услугами, снизится коррупционная составляющая, повысится комфортность ведения трудовой деятельности на едином рынке труда Союза.
 
ВКП в письме № 03/15 от 15.06.2018 г  высказала свою позицию по данному вопросу. 
Согласившись с актуальностью постановки вопроса, профсоюзы полагают, что прежде, чем ставить вопрос о законодательном закреплении права на временное проживание для граждан ЕАЭС, заключивших трудовые договора на продолжительный срок, следовало бы принять меры, чтобы декларирование четырёх свобод нашло адекватное закрепление в национальном законодательстве, включая подзаконные акты. Тогда автоматически, наверное, исчезнет понятие трудящихся-мигрантов в Союзе, и можно будет законодательно закрепить понятие «граждан ЕАЭС», как это имеется в Европейском Союзе.
Предлагаемые же меры, являясь частью решения проблем, могут запустить механизм законодательного процесса по поставленным вопросам.
Кроме этого следует иметь в виду, что имеется существенное различие между временным проживанием и временным пребыванием, как юридическими институтами. И, если речь о пребывании отражена в Договоре ЕАЭС, то при обсуждении временного проживания пока общей базы, включая нормы регистрации, учета, ОМС и др., ещё не создано.
 
Учитывая изложенное, ВКП считала бы целесообразным начать переговоры по решению поставленных проблем, и создать в этих целях рабочую группу.
 
Все выступающие на круглом столе (12 человек) отметили актуальность поставленной проблемы и осветили целый ряд вопросов, которые пока не урегулированы и требуют поиска их решения. Это, прежде всего, вопросы медицинского обслуживания и доступности получения других социальных благ в стране трудоустройства наравне с гражданами данного государства. Это вопросы признания дипломов и документов о квалификации в странах Союза; вопросы возможности предоставления кредитов для переселения на новое место жительства; вопросы медицинского страхования до начала подписания трудового договора; вопросы снижения напряжённости между мигрантами и местными жителями; вопросы увязки возможностей и потребностей национальных экономик в кадрах и целый ряд других. Поднимался вопрос о необходимости единого миграционного регулирования на всем пространстве Союза; об утверждении статуса гражданина ЕАЭС, о сближении трудового законодательства и ряд других.
 
Участники круглого стола отметили, что эта инициатива Евразийской экономической комиссии интересна и будет способствовать более комфортному ведению трудовой деятельности гражданами Союза. Это предложение с учетом мнения экспертов рассмотрят представители органов в сфере трудовой миграции государств ЕАЭС.