Актуально

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ КОНФЛИКТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2017 ГОДА

четверг, 6 апреля 2017 г.
5 апреля в штаб-квартире ФНПР состоялась пресс-конференция на тему: «Социально-трудовые конфликты в России. Итоги I квартала 2017 года».
 
В пресс-конференции приняли участие
Евгений Макаров - заместитель председателя ФНПР, научный руководитель Научно-мониторингового центра «Трудовые конфликты» Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов,
Евгений Калинкин - заместитель председателя Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
 
Е.Макаров представил результаты анализа и мониторинга социально-трудовых конфликтов (СТК) в стране.
Он отметил, что социально-экономическая обстановка по итогам I квартала 2017 года по степени общей напряжённости трудовых отношений оценивается профсоюзами как кризисная с усиливающимися негативными тенденциями.
На пресс-конференции была дана подробная характеристика положения дел в этой связи, имея в виду: распределение и динамику СТК по федеральным округам; локализацию СТК по субъектам РФ; распределение и динамику СТК по отраслям экономики; распределение СТК по причинам возникновения; протестные действия работников в ходе СТК; характеристика организованности протестов; размеры и структуру собственности предприятий, где проходили СТК; участие органов государственной власти в СТК; СТК в моногородах; итоги завершившихся СТК; прогноз социально-трудовой обстановки в 2017 году; наиболее резонансные СТК.
 
Е.Макаров отметил, что во втором квартале 2017 года не прогнозируется снижение уровня напряженности социально-трудовых отношений. Количество конфликтов сохранится на уровне первого квартала.
 
Основными причинами возникновения СТК останутся: невыплаты и задержки заработной платы, сокращения работников, банкротство предприятий. Наиболее конфликтными отраслями экономики сохранятся: обрабатывающие производства (машиностроение, приборостроение, пищевая промышленность), строительство, транспорт, ЖКХ. Повышение конфликтности ожидается в Москве и в субъектах РФ, располагающихся в пределах Северо-Западного федерального округа. Уровень социальной напряженности в моногородах  останется прежним. Количество участников протестных действий будет оставаться прежним, общественный резонанс акций протеста усилится.
 
Е.Калинкин рассказал о значительном росте в последнее время протестной активности транспортников во многих городах, остановившись на конкретных акциях в Братске, Иркутске, Екатеринбурге, в Чувашии, Ингушетии. О реакции Профсоюза и принятии им мер по решению возникших проблем совместно с руководителями «протестных территорий». Он отметил, что по официальным данным автопредприятий, задолженность городских и областных властей за перевозку льготных категорий граждан составляет сегодня более миллиарда рублей. Из-за этого, в свою очередь, у муниципальных пассажирских предприятий накоплена огромная кредиторская задолженность. Недофинансирование отрасли не дает выплачивать зарплаты в срок, не говоря уже об их увеличении. Сегодня такие проблемы характерны для всех регионов страны. В Профсоюзе уверены, что проблемы надо решать не столько на региональном, сколько на федеральном уровне.
 
По данным ФНПР, протестные акции автотранспортников выросли в 2,5 раза по сравнению с 2015 годом. Причины в том, что не урегулированы тарифы на проезд, у муниципалитетов нет денег на компенсацию затрат автопредприятий, которые, в свою очередь, не могут рассчитаться с работниками, в том числе из-за недоступности банковских ссуд, необходимых для нормальной работы предприятий.