Актуально

В КОМИССИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ ПРИ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОВЕТЕ СНГ

четверг, 19 мая 2016 г.
18 мая в Москве состоялось заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ. В заседании участвовала заместитель генерального секретаря Всеобщей конфедерации профсоюзов Наталья Подшибякина.
 
В заседании приняли участие полномочные представители государств – участников СНГ в Комиссии: Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, отдельных органов государственного управления РФ и межгосударственных органов СНГ, общественных организаций государств Содружества, сотрудники Исполнительного комитета СНГ. 
 
Вела заседание полномочный представитель председательствующей в 2016 году в СНГ Кыргызской Республики, председатель Комиссии по экономическим вопросам Зина Асанкожоева.
 
Комиссия одобрила проекты Концепции формирования и развития рынка интеллектуальной собственности государств – участников СНГ и Плана мероприятий по ее реализации; новой редакции Соглашения о сотрудничестве в области карантина растений; Плана мероприятий по реализации Стратегии развития гидрометеорологической деятельности государств – участников СНГ (второй этап: 2016–2020 годы); Порядка определения размера вознаграждения и возмещаемых расходов членов и председателя комиссии экспертов по разрешению споров в соответствии с Договором о зоне свободной торговли. Указанные вопросы будут внесены на рассмотрение Экономического совета СНГ.
 
Подробно на Комиссии был обсужден ход работ по реализации межправительственных соглашений о создании выставочно-торговых центров государств – участников СНГ на территории ВДНХ. Было поручено доработать представленную информацию и ещё раз обсудить её на заседании Комиссии.
 
В связи с ведущейся в Содружестве работе по адаптации деятельности СНГ к современным реалиям Комиссия рассмотрела предложения Республики Казахстан в части передачи дублирующих функций в ЕАЭС, оптимизации численности и финансовых затрат Межгосударственного статистического комитета СНГ и рабочих аппаратов органов отраслевого сотрудничества, финансируемых из национальных бюджетов.
Было отмечено, что Межгосударственный статистический комитет СНГ (далее — Статкомитет СНГ) создан в соответствии с Соглашением о статистической службе СНГ от 6 февраля 1992 г. и играет определяющую роль в выборе и практической реализации направлений сотрудничества в области статистики в рамках региона. Свою деятельность Статкомитет СНГ осуществляет в тесном взаимодействии с Советом руководителей статистических служб государств СНГ (далее — Совет), в работе которого участвуют все государства Содружества.
На Статкомитет СНГ возложены разработка единой статистической методологии, проведение мероприятий, связанных с переводом статистики на систему национальных счетов, международных стандартов и классификаторов; обеспечение сопоставимости статистических разработок; формирование сводных статистических данных, необходимых для взаимодействия государств региона в политической, социально-экономической, внешнеполитической деятельности; публикация систематизированных данных и обеспечение ими государств; методологическое и программное обеспечение проведения переписей населения и др.; выработка прогнозных оценок важнейших макроэкономических показателей.
Только за 2011–2015 годы Статкомитетом СНГ подготовлено 644 доклада, записки и другие масштабные аналитические материалы по проблемам социально-экономического развития государств - участников СНГ, статистические сборники, бюллетени, брошюры, пресс-релизы, выпущено 1 600 компакт-дисков с данными по государствам - участникам СНГ, разработаны руководящие методологические документы по решению сложных статистических проблем (41 документ), налажен и постоянно поддерживается ежемесячный обмен статистической информацией с государствами -участниками СНГ по 882 позициям, проведено 18 международных семинаров, совещаний и учебных курсов.
Статкомитет СНГ участвует в работе ведущих международных статистических организаций – Статистической комиссии ООН, Конференции европейских статистиков ЕЭК ООН (в том числе в руководящем органе – Бюро КЕС), Статистическом комитете ЭСКАТО ООН. Специалисты Статкомитета СНГ активно привлекаются международными организациями для решения актуальных вопросов методологии различных отраслей статистки.
В 2013 году Статкомитет СНГ получил статус организации – партнёра ООН. Благодаря международному признанию роли Статкомитета СНГ, удалось организовать разработку и реализацию на безвозмездной основе с помощью ведущих международных организаций крупных проектов по внедрению в статистическую практику государств – участников СНГ современных мировых достижений в этой сфере.
Опыт почти 25-летнего взаимодействия свидетельствует о том, что как организация отраслевого сотрудничества Статкомитета СНГ эффективно выполняет стоящие перед ним задачи. За прошедшие годы на пространстве Содружества сложилась четко функционирующая система, которая обеспечивает формирование как статистической информации, гармонизированной между государствами, так и применение единой методологии, базирующейся на международных рекомендациях и учитывающей региональную специфику отдельных государств. Поддерживается необходимое технологическое единство в работе, в том числе и в форме постоянных рабочих контактов на уровне руководителей подразделений и специалистов Статкомитета СНГ и национальных статистических служб.
Все национальные статистические службы государств региона подтвердили необходимость и целесообразность сохранения Статкомитета СНГ как эффективной международной организации. Тем более что в ЕАЭС порядок формирования и распространения официальной статистической информации определяется Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. Им предусмотрено формирование статистической информации ЕАЭС уполномоченными органами этого Сообщества только по взаимной торговле товарами. Евразийская экономическая комиссия осуществляет сбор и распространение указанной информации. Наличие какой-либо статистической службы Договором не предусмотрено.
Комиссия согласилась с предложением о сохранении Статкомитета СНГ, при этом с учетом предложения самого Статкомитета его численность должна быть сокращена на 10%.
 
Что касается функций СНГ и ЕАЭС в экономической сфере, то их анализ, выполненный на основе сопоставления важнейших решений, принятых Высшим и Межправительственным советом ЕАЭС, с одной стороны, и Советом глав правительств СНГ и Экономическим советом СНГ в 2014–2016 годах, с другой, показывает, что деятельность этих организаций не дублирует, а взаимно дополняет друг друга.
Деятельность ЕАЭС сосредоточена на решении вопросов обеспечения функционирования и развития таможенного союза и единого экономического пространства, то есть принципиально более высоких форм интеграции, чем достигнутая в СНГ. В ЕАЭС решаются задачи унификации таможенных процедур, единых технических и санитарных норм, единых норм охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, гармонизации налогообложения и т.д. Сотрудничество в рамках СНГ нацелено на развитие зоны свободной торговли (правила определения страны происхождения, контроль выполнения обязательств сторон, гармонизация законодательства по госзакупкам и пр.), а также на развитие интеграции и кооперации в отдельных отраслях экономики, представляющих взаимный интерес (связь, транспорт, энергетика, в том числе атомная, ИКТ, геология, горнометаллургический комплекс, химия, лесное хозяйство и пр.).
Принципиально важным моментом является более широкий круг участников интеграционных процессов в СНГ. В 2014–2015 гг. число государств СНГ, подписавших решения высших органов Содружества, составило 7,3. В 37 органах отраслевого сотрудничества СНГ, действующих в экономической сфере, представлены, как правило, не менее 8-9 государств. Ведётся работа по расширению представительства государств в органах отраслевого сотрудничества СНГ. В ЕАЭС органов отраслевого сотрудничества нет.
Активное взаимодействие и обмен опытом между ЕЭК и Исполкомом СНГ осуществляется в рамках Меморандума о взаимодействии между ними от 17 декабря 2012 года. Именно совместными усилиями был подготовлен проект Протокола о правилах и процедурах регулирования государственных закупок, проект новой редакции Соглашения о сотрудничестве в области карантина растений, Совместными усилиями ведется работа над проектом Соглашения о свободной торговле услугами, Протоколом о внесении изменений в Соглашение о правилах определения страны происхождения товаров и т.д.
С учётом сказанного Комиссия отметила отсутствие дублирования функций в СНГ и ЕАЭС. Материалы будут направлены для дальнейшей подготовки документов по совершенствованию деятельности СНГ.
Был рассмотрен также ряд организационно-финансовых вопросов.