Актуально

МОТ УСИЛИВАЕТ МАТЕРИАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДОВЛАДЕЛЬЦЕВ ЗА ЖИЗЬ И ЗДОРОВЬЕ МОРЯКОВ

вторник, 22 апреля 2014 г.

Делегация Международной конфедерации профсоюзов работников водного транспорта приняла участие в заседании специального трёхстороннего комитета Международной организации труда по Конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве.

Конвенция МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC-2006) вступила в силу 20 августа 2013 года. На начало апреля 2014 года Конвенцию ратифицировали уже 57 государств – членов МОТ, обладающих более 80 % тоннажа мирового флота.

Сможет ли Конвенция MLC-2006 по-настоящему защищать всех моряков и реально соответствовать тем требованиям и вызовам, которые актуальны сегодня в морской отрасли, покажет ближайшее время. Но уже за полгода действия этого инструмента в портах мира задержаны десятки судов, нарушивших те или иные конвенционные требования. В результате задержаний судовладельцам пришлось выполнить эти требования, которые до вступления Конвенции в силу  они предпочитали или ухитрялись игнорировать. Выигрыш для моряков – налицо.

Важным преимуществом MLC-2006 по сравнению со всеми иными конвенциями МОТ является заложенный в ней механизм корректировки и дополнения в связи с изменениями, происходящими в отрасли – благодаря этому механизму Конвенция становится «живой», чутко реагирующей на веяния времени.

Для оперативного внесения поправок в MLC-2006 предусмотрен специальный трехсторонний комитет МОТ, который в период 7–11 апреля 2014 года в Женеве провёл своё первое заседание. В соответствии с положениями Конвенции все государства – члены МОТ, ратифицировавшие её, автоматически становятся членами трехстороннего комитета с правом голоса. Страны, не подписавшие документ, могут участвовать во встрече в качестве наблюдателей без права голоса.

Заседание собрало вместе более 300 представителей моряков, судовладельцев и правительств из более 70 стран, а также многих международных организаций.

Приглашение присутствовать в качестве наблюдателя, направленное от имени генерального директора МОТ и подписанное директором Департамента международных трудовых норм МОТ Клеопатрой Думбия-Хенри, получила и Международная конфедерация профсоюзов работников водного транспорта.

Следует добавить, что МКПРВТ всегда придавала большое значение Конвенции и принимала активное участие во многих международных и региональных мероприятиях, связанных с разработкой, продвижением, принятием и реализацией MLC-2006.

На заседание также прибыли и представители членских организаций МКПРВТ – Российского профсоюза моряков, Российского профсоюза работников морского транспорта, Профсоюза работников морского транспорта Украины.

Тема заседания – принятие поправок к Правилам 2.5 и 4.2 Кодекса Конвенции. Эти поправки, всесторонне обсуждённые во всех группах участников заседания, касаются материальной ответственности судовладельцев в случае оставления, травмирования и гибели моряков. В частности, обсуждение коснулось вопроса страхового покрытия зарплаты моряков. Проблема, состоящая в том, что экипажи остаются брошенными в иностранных портах, существовала всегда, но особенно она обострилась во время экономического кризиса, который судоходная отрасль ощущает до сих пор. Моряки могут застрять в незнакомой стране на полгода и больше, если судовладелец по каким-то причинам не может или не хочет обеспечить нормальную работу судна.

В подобных случаях вопрос с репатриацией рано или поздно решается, на помощь могут прийти профсоюзы, родственники или государство. Однако вопрос с выплатой зарплаты может не решиться никогда. Даже если брошенное судно будет продано с молотка, то вполне вероятно, что вырученных денег не хватит на покрытие долгов.

После обсуждения предложенные поправки были приняты единогласно. Теперь, в соответствии с процедурой, они будут направлены на утверждение ближайшей сессии МОТ, которая состоится в мае.

Новые положения обязывают иметь на судах сертификаты или иные документы, подтверждающие наличие финансовых гарантий для работающих на этих судах моряков. При отсутствии таких документов судно может быть задержано в порту.

В заключение заседания комитета К. Думбия-Хенри заявила:
«Эти правовые нормы призваны облегчить ситуацию и дать уверенность оставленным морякам и их семьям, где бы они ни были. Кроме того, принимая эти поправки к Конвенции, судовладельцы и правительства усиливают ее положения, направленные на обеспечение равных возможностей для качественного судоходства во всем мире.
Новые меры гарантируют, что моряков не оставят одних на многие месяцы, не бросят их на произвол судьбы, без заработной платы, без необходимого питания, вдали от дома. Эти меры также обязывают государства флага контролировать наличие финансовых гарантий, покрывающих убытки от оставления судов и выплаты компенсации по искам в случае гибели моряка или долгосрочной потери им трудоспособности в результате профессиональной травмы и воздействия профессиональных рисков».