Актуально

СИСТЕМНОСТЬ И НЕПРЕРЫВНОСТЬ ПРОФСОЮЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

вторник, 2 ноября 2010 г.

Профсоюзное образование выступает сегодня одним из определяющих условий развития кадрового потенциала профессиональных союзов Азербайджана, сообщает Отдел организационной работы и информации КПА

В документах III съезда Конфедерации профсоюзов Азербайджана, который состоялся 5 февраля 2008 года отмечено, что профсоюзы призваны давать работникам конкретные знания, позволяющие им грамотно отстаивать свои интересы, должны обучать членов профсоюзов законам, принимаемым в социально-экономической сфере и затрагивающим их интересы. Для этого прежде всего необходим высокий уровень образованности профсоюзных кадров. Вопросы профессионализма, компетентности профкадров и актива, результативности их деятельности занимают в деятельности Конфедерации Профсоюзов Азербайджана приоритетное место.

Для организации системного обучения кадров было усилено не только его организационное и учебно-методическое обеспечение, но и разработана чёткая стратегия перехода к непрерывному профсоюзному образованию.
В связи с этим уже в начале работы по перестройке системы образования организацию образовательного процесса планировалось иметь целевой направленности, в основе которой заложена современная кадровая политика профсоюзов республики.
Ее цель – создание системы формирования и развития кадрового потенциала, способного на равных вести профессиональный диалог с социальными партнёрами, грамотно и эффективно защищать трудовые и социально-экономические интересы человека труда.
Её основными принципами являются: непрерывность и системность профсоюзного обучения и подготовки кадров, преемственность и системность обновления профкадров, которое возможно только тогда, когда есть взаимообучение разных поколений и их участие в обучении рядовых членов профсоюзов.

В качестве приоритетных целей обучения профсоюзных кадров и актива следует считать:
- создание условий для постоянного профессионального и личностного роста, самореализации работников и активистов;
- повышение личной заинтересованности профактистов в углублении профессиональных знаний;
- развитие у профлидеров и других категорий профсоюзных работников знаний, навыков и умений для успешного решения задач, стоящих перед профсоюзами;
- подготовку профсоюзных кадров и актива к рациональному перемещению (ротации);

Организацией профсоюзного обучения профсоюзных кадров и актива республики наряду с отделом организационной работы и информации Конфедерации профсоюзов Азербайджана осуществляет специальная структура – Азербайджанская академия труда и социальных отношений.
Основные задачи, стоящие перед профсоюзным обучением, следующие:
1) обеспечить профсоюзным лидерам и специалистам получение разносторонних знаний и практических навыков в области теории и практики профсоюзного движения, конфликтологии, психологии, менеджмента, экономики, права и социологии, и т.д.;
2) формирование профсоюзного лидера, обладающего всем комплексом качеств, необходимых для работы в условиях глобализации и постепенно стремящегося к профессиональному росту, самосовершенствованию.

Академия труда и социальных отношений организует учебный процесс в соответствии с Планом обучения профсоюзных кадров и актива, разработанным на основе предложений отраслевых профсоюзов республики. Этот план ежегодно утверждается на заседании Исполнительного комитета Конфедерации профсоюзов Азербайджана.
План обучения ориентируется на подготовку и повышение квалификации следующих категорий профсоюзных работников:
- председателей и заместителей председателей профкомов предприятий и организаций (как штатных, так и работающих на общественных началах);
- специалистов аппаратов отраслевых профсоюзов;
- руководителей районных и городских комитетов профсоюзов;
- председателей ревизионных комиссий, бухгалтеров, казначеев;
- профсоюзный актив работающий по всем направлениям уставной деятельности профсоюзов.
Для каждой категории профсоюзных работников разрабатываются учебно-тематические планы, которые утверждаются на Ученом совете Академии.

Учебно-тематические программы разрабатываются в целях создания единого образовательного пространства в области профсоюзного образования, реализации единых требований к содержанию работы по повышению квалификации профсоюзных кадров и актива, обеспечение непрерывности и преемственности различных уровней и ступеней образования. Содержание образовательных программ находится в прямой зависимости от целей обучения и состоит из следующих разделов:
- социально-экономическая ситуация в Азербайджане и профсоюзы;
- современное законодательство Азербайджана;
- приоритетные направления деятельности профсоюзов в условиях развития рыночных отношений;
- профсоюзный руководитель в системе социального управления.
Внутри каждого раздела определены темы, которые в зависимости от уровня подготовленности слушателей и категории обучаемых, а также форм обучения могут изменяться. Этот план имеет модульный характер построения, что позволяет решить проблемы гибкой перестройки плана с изменением задач обучения. Каждый модуль состоит из перечня тем, объёма каждого в часах, контрольных тестов. В зависимости от объема учебного времени проводятся курсы различной продолжительности: от 3 до 10 дней, причём на 10-ти дневных курсах обучаются председатели профсоюзных комитетов избранные впервые, на 3-5-ти дневных - профработники имеющие стаж профсоюзной работы, а на 2-х дневных тренингах - внештатные преподаватели (или профсоюзные тренеры) и председатели профсоюзных комитетов, имеющие значительный стаж общественной работы.

В Академии труда и социальных отношений ежегодно на профсоюзных курсах обучаются 1/3 профсоюзного актива. Учебный процесс организуется с участием специалистов министерств и ведомств, государственных комитетов, преподавателей ведущих вузов республики, руководителей и специалистов Конфедерации и аппаратов отраслевых профсоюзов. Общее число этих специалистов, работающих на добровольных началах, насчитывает 52 человека, из них представителей министерств – 26 чел., профсоюзных работников – 17 чел, преподаватели ВУЗов – 9 чел.
Выступающие перед профсоюзной аудиторией специалисты – это профессионалы высшей категории, являющиеся экспертами в своей области.

В настоящее время внедряются новые принципы контроля и управления образовательным процессом, то есть имеется ввиду распределенный контроль по модулям, широкое использование тестирования и рейтингов, корректировка программ, учитывающая индивидуальные склонности и особенности слушателя.
Разнообразные формы обучения – в частности дискуссии, практикумы, деловые игры, "круглые столы" находят одобрение у слушателей. С использованием таких форм были проведены семинары по таким темам, как "Мотивация профсоюзного членства: значение и характерные особенности", "Обучение профсоюзных кадров и актива – важный критерий в мотивации профсоюзного членства молодежи", "Имидж профсоюзной организации и профсоюзного лидера, методы работы с активом", "Коллективные переговоры: содержание, технология, реализация и результативность". Были организованы деловые игры по таким проблемам: "Профсоюзы и средства массовой информации", "Зачем нам нужны профсоюзы?", "Профсоюзы и молодежь" и т.д.

Конфедерацией профсоюзов Азербайджана ежегодно разрабатываются соответствующие пособия, брошюры, методические материалы в помощь профсоюзным организациям республики. В частности, ежегодно выпускается сборник нормативно-правовых документов "Для тебя, профсоюзный активист", который распространяется среди профработников всех категорий"; методические пособия "В новых экономических условиях роль профсоюзов в системе социального партнерства"; программы: "Основы профсоюзного движения", "Социальное партнерство", "Роль профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений", учебники и учебные пособия: "Профсоюзы – независимая, общественная, неполитическая организация"; "Социальное партнерство".

Традиционным стало проведение Академией совместно с отраслевыми профсоюзами целевых семинаров по актуальным проблемам профсоюзного движения. Так, за последние три года, с РК профсоюзов работников автомобильного и железнодорожного транспорта, нефтяной и газовой промышленности, работников культуры, просвещения, энергетиков, агропромышленного и строительного комплексов были проведены семинары по вопросам трудового законодательства, о доходах населения и прожиточном минимуме, охраны труда, налогового законодательства, пенсионного обеспечения и т.д.

"Профсоюзное обучение должно приводить к действию" – под таким девизом в течении 2010 года проводится обучение профсоюзного актива занятого реализацией пилотных проектов: "Создание профсоюзных организаций на предприятиях малого и среднего бизнеса", "Участие профсоюзов Азербайджана в регулировании трудовой миграции".
Проводимым семинарам по вышеназванным проблемам предшествовала ознакомительная работа на местах по конкретной проблематике, были обсуждены цели и задачи проектов, уточнялось, что хотят получить слушатели семинаров в результате обучения.

Семинары, круглые столы, проведенные как в городе Баку, так и в 8 зонах Азербайджана оказались эффективными. За время обучения, наряду с концентрацией на реальных проблемах на рабочих местах, участникам семинаров предлагается стратегия и планы действий, разрабатываются задания, которые развивают у них навыки, необходимые для решения проблем, происходит обмен опытом практической работы.

Успешно реализуются международные образовательные проекты с Международной организацией труда, Международной конфедерацией профсоюзов, Всеобщей конфедераций профсоюзов.
В Баку и других городах Азербайджана осуществлены проекты "Перспективы создания и деятельности профорганизаций в ТНК" (МОТ), "Неформальная экономика и профсоюзы" (МКП), "Проблемы защиты женского труда и здоровья и влияние профсоюзов на этот процесс" (МОТ) и др. Финансируемые международными организациями они проводятся с участием высококвалифицированных тренеров-экспертов с использованием современных методов организации обучения профлидеров.

В организации и проведении семинаров большое место отводится ознакомлению с опытом практической работы профсоюзных организаций на местах. Так, тему "Деятельность профсоюзной организации по социально-экономической защите интересов трудящихся" слушатели семинаров изучают на Нефтеперерабатывающем заводе "Азнефтяг", тема "Роль тарифного соглашения и коллективного договора в регулировании социально-трудовых отношений сторон" изучается в профсоюзе работников связи ПО "Азерпочта", а по теме "Участие профсоюзов в организации общественного контроля вопросов охраны труда и техники безопасности" занятия проходят на Бакинском нефтеперерабатывающем заводе им.Г. Алиева и т.д.

Придавая важное значение эффективности и качеству обучения, по итогам каждых курсов и семинаров проводится опрос профработников, прошедших обучение. Им раздаются анкеты: первая - в начале курсов, которая содержит пожелания слушателей о том, что они ожидают от этих курсов и вторая анкета – их мнение о результативности и качестве курсов. Помимо этих анкет, проводится устное интервьюирование, где слушатели более широко высказывают свое мнение, замечания и пожелания.

Для профсоюзной работы как и для другого вида трудовой деятельности, характерна специфическая система навыков и умений. Ее можно условно представить, как непрерывный процесс сопоставления моделей "желаемого" и "реального" состояния объектов управления и выработки программы действия. Поэтому необходимы такие методы обучения, которые позволяют приблизить обучение слушателей к их реальной деятельности, а это в свою очередь обеспечивает моделирование практической деятельности профсоюзного работника. Именно в этом направлении осуществляет свою деятельность Конфедерация профсоюзов Азербайджана.