Архив новостей

ЯнварьФевральМарт
АпрельМайИюнь
ИюльАвгустСентябрь
ОктябрьНоябрьДекабрь

Актуально

Заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ (17 октября 2018 года, г. Москва)

 В Москве 17 октября состоялось заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ. От ВКП в нём приняла участие заместитель генерального секретаря ВКП Наталья Подшибякина.

 
В заседании приняли участие полномочные представители государств Содружества в Комиссии, работники посольств государств СНГ в Российской Федерации, а также сотрудники ряда межгосударственных, межправительственных органов СНГ и органов управления, общественных организаций государств Содружества. В заседании участвовал заместитель председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ Сергей Иванов. 
 
Вел заседание полномочный представитель Республики Таджикистан в Комиссии, её председатель, чрезвычайный и полномочный посол Республики Таджикистан в Российской Федерации Имомуддин Сатторов.
 
Комиссия одобрила проект Протокола о согласованном развитии инфраструктуры международных автомобильных дорог, дополняющего Протокол о международных автомобильных дорогах СНГ от 11 сентября 1998 г. и разработанного в связи с произошедшими изменениями в развитии дорожного хозяйства стран региона и появлением новых проблем, связанных с содержанием и развитием международных дорог.
Так, остается высоким уровень аварийности на автомобильных дорогах. По данным статистики, доля дорожно-транспортных происшествий в государствах СНГ из-за неблагоприятных дорожных условий за последние годы составляет более 12%. Уровень безопасности дорожного движения характеризуется высоким риском. В число основных дорожных факторов, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий, по степени их значимости входят: недостаточное освещение, неровное покрытие, ограниченная видимость, заниженная обочина, неудовлетворительное состояние обочин и др.
Учитывая международной опыт борьбы с аварийностью и заторами на дорогах, стоит задача развивать современные навигационные системы, интеллектуальные транспортные системы (ИТС). Примеры использования локальных ИТС в странах СНГ имеются. Но отсутствие межгосударственных договоренностей в сфере ИТС вынуждают искать решения в создании автономных информационных систем. Существующий формат развития локальных и корпоративных систем может привести к тому, что интеграция в совместимую ИТС государств региона станет технически невозможной.
Актуальными становятся вопросы соблюдения, согласования и унификации требований по охране окружающей среды при проектировании, строительстве и эксплуатации международных автомобильных дорог. Проблема последствий воздействия автомобильных дорог на придорожные территории приобретает все большую актуальность в связи с ростом количества автотранспорта, а также развитием инфраструктуры международных автомобильных дорог. Согласованные усилия дорожных администраций при соблюдении требований по охране окружающей среды позволят сформировать общую систему экологической безопасности и реально улучшить состояние международных автомобильных дорог.
Реализация положений Протокола будет способствовать дальнейшему совершенствованию и модернизации дорожной инфраструктуры в соответствии с современными требованиями, обеспечению рациональной стыковки национальных участков международных автомобильных дорог СНГ на государственных границах, улучшению и повышению безопасности дорожного движения.
 
Комиссия приняла к сведению информацию о реализации Комплекса мер по развитию и стимулированию использования природного газа в качестве моторного топлива для транспортных средств государств – участников СНГ на период до 2020 года. Основными причинами, сдерживающими применение газомоторного топлива для транспортных средств, были названы следующие:
отсутствие развитой инфраструктуры, необходимой для реализации газомоторного топлива (сети АГНКС) и технического обслуживания;
недостаточное количество или отсутствие серийно выпускаемой отечественной техники, использующей газомоторное топливо (автобусы, грузовой транспорт, сельхозтехника, железнодорожный, речной и морской транспорты);
недостаточное государственное стимулирование развития газомоторной инфраструктуры и газомоторной техники;
сложившееся общественное мнение о повышенной опасности применения газомоторного топлива в автотранспортных средствах и недостаточная популяризация и маркетинговое продвижение его преимуществ со стороны заинтересованных предприятий и организаций.
Были предложены возможные направления сотрудничества в этой области: кооперация предприятий стран региона в производстве газобалонного оборудования с целью его унификации, взаимодействие по расширение сети АГНКС на территориях государств СНГ, в том числе на международных транспортных коридорах, создание равных условий доступа производителей газомоторной техники на территориях стран Содружества.
 
 
Особый интерес у членов Комиссии вызвал Доклад «О формировании конкурентной политики в государствах – участниках СНГ в условиях развития цифровой экономики», в котором описаны основные угрозы в области конкуренции в странах региона, представлены главные направления развития необходимого инструментария для надлежащей защиты конкуренции. Сделан основной вывод, что антимонопольные органы государств - участников СНГ сталкиваются и будут сталкиваться со схожими проблемами в области защиты и развития конкуренции, что ожидаемо, учитывая характер глобальных цифровых правоотношений.
Отмечено, что государства в настоящее время предпринимают необходимые меры по формированию благоприятной среды, необходимой для становления цифровой экономики - как в существующих реалиях, так и учитывающие будущее инновационное развитие. Реализуемые государственные программы схожи и охватывают следующие базовые направления:
развитие человеческого потенциала и обеспечение кадровых заделов для развития цифровой экономики, повышение благосостояния граждан и повсеместный доступ к благам цифровой экономики;
развитие инфраструктуры ИКТ и обеспечение ее безопасного функционирования;
формирование необходимых институтов для функционирования отраслей экономики, обеспечение их цифровизации и становление условий для инновационного развития экономики, развитие научного потенциала;
цифровизация взаимодействия государства и граждан, государства и бизнеса, бизнеса и бизнеса.
Хотя программы развития цифровой экономики и общества находятся в странах Содружества на начальном этапе реализации, было замечено, что пока не уделяется должного внимания формированию необходимых условий для развития конкуренции. Ряд программ цифровизации формируют условия для монополизации инфраструктуры цифровой экономики - как физической инфраструктуры ИКТ, так и в сфере формирования электронной инфраструктуры данных, определяя единственных поставщиков услуг на самом начальном этапе. Прослеживается, что государства традиционно стремятся к регулированию правоотношений в цифровой экономике по технологическому принципу.
Судя по подходам, формируемым при реализации программ цифровой экономики, государства СНГ осознают важность и степень влияния больших данных на все сферы жизни в условиях цифровой экономики, уделяют должное внимание безопасности обращения данных и необходимости их защиты, однако не предпринимают надлежащих мер по обеспечению формирования взаимоувязанных распределенных экосистем цифровой экономики, а также необходимой стандартизации процедур, что также может привести к ограничению конкуренции, и в последующем - к замедлению цифрового развития.
Было рекомендовано при планировании и реализации мероприятий по развитию цифровой экономики:
исходить из необходимости реализации в процессах регулирования принципов технологической и сетевой нейтральности, согласно которым, например, провайдерам запрещается блокировать сайты или применять дискриминационные меры против любого интернет-трафика;
обеспечить функционирование единого электронного пространства на базе взаимоувязанных инфокоммуникационных инфраструктур, в том числе путем принятия единых правил и стандартов;
не допускать монополизации рынков, в том числе путем определения единственного поставщика, за исключением случаев, когда такие решения обусловлены интересами безопасности государства, защиты жизни и здоровья граждан.
Рынки в цифровой экономике не функционируют изолированно, в отрыве от глобальных рынков, и государства СНГ, понимая важность скорейшей цифровой трансформации для развития экономики и обеспечения их конкурентоспособности на мировой арене, проводят необходимые мероприятия по цифровизации правоотношений и развитию человеческого потенциала.
Вместе с этим принятые государственные программы не предусматривают необходимых мероприятий по обеспечению конкурентоспособности национальных предприятий на глобальных рынках с учетом рыночной власти транснациональных корпораций, в том числе не предусматривают разработки надлежащих мер защиты конкуренции в условиях все нарастающей глобализации экономики.
При этом в отличие от других стран, где идет активное обсуждение совершенствования методов антимонопольного воздействия, а в некоторых странах уже приняты необходимые поправки в законодательство и разработаны необходимые руководства, программы государств СНГ не содержат положений, необходимых для усиления антимонопольного регулирования и защиты конкуренции (только в Российской Федерации предусмотрено единственное мероприятие по адаптации антимонопольного законодательства).
Сложившаяся ситуация тем более вызывает опасения, что скорости формирования рыночной власти в условиях цифровой экономии многократно превышают темпы становления рынков в условиях индустриального уклада, что наглядно продемонстрировано в настоящем Докладе на примере формирования рыночной власти транснациональных корпораций. Был обозначен тренд к созданию ТНК многосторонних систем, охватывающих не только несколько рынков в традиционном понимании, но и несколько отраслей, их стремление к формированию колоссального влияния на самые чувствительные для развития национального благосостояния сферы. При этом складывающиеся монопольные и олигопольные глобальные кластеры защищены правом интеллектуальной собственности, что необходимо учитывать при разработке необходимых мер защиты конкуренции в государствах СНГ. Здесь важно отметить положительный опыт Республики Казахстан, где уже приняты необходимые изменения в антимонопольное законодательство и запрещено совершать действия, являющиеся реализацией исключительных прав, если это приводит к ограничению конкуренции.
Было подчеркнуто, что для эффективной защиты конкуренции недостаточно действующего в настоящее время антимонопольного инструментария, и в самое ближайшее время государства СНГ могут столкнуться с отсутствием механизмов защиты конкуренции на наиболее значимых, в том числе на социально значимых рынках.
Было рекомендовано в самое ближайшее время принять меры по совершенствованию антимонопольного законодательства, в том числе предусмотреть:
возможность пресечения ограничения конкуренции в сферах, связанных с реализацией исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средствам индивидуализации;
возможность пресечения ограничения конкуренции лицами, не являющимися резидентами государства и (или) осуществляющими деятельность за пределами территории государства;
введение дополнительных инструментов проведения анализа рынка и, в частности, на предмет установления доминирующего положения с учетом специфики цифровых рынков;
внедрение дополнительных инструментов, обеспечивающих полное и всестороннее рассмотрение сделок с учетом особенностей функционирования рынков в условиях цифровой экономики;
введение механизмов понуждения к исполнению требований об обеспечении условий конкуренции, соразмерных выявленному правонарушению, учитывающих особенности функционирования цифровых рынков, а также аспекты глобализации рынков.
Перечисленные рекомендации помогут способствовать открытому, широкому и равноправному сотрудничеству государств СНГ, хозяйствующих субъектов и граждан, росту эффективности и объемов экономики каждой из стран, переходу на новый уровень экономического, технологического и социального развития.
Доклад был принят к сведению и будет представлен для рассмотрения вице-премьерам государств региона.
 
Комиссия одобрила также проекты: Положения о создании сети центров коммерциализации инноваций государств – участников Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года; Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 года.
Была одобрена также деятельность Межгосударственного совета «Радионавигация» в 2014–2017 годах. 
 
Был обсужден ряд организационно-финансовых вопросов. Материалы по большинству рассмотренных вопросов будут внесены Комиссией на рассмотрение очередного заседания Экономического совета СНГ, проведение которого намечено на декабрь 2018 года.