Архив новостей

ЯнварьФевральМарт
АпрельМайИюнь
ИюльАвгустСентябрь
ОктябрьНоябрьДекабрь

Актуально

Заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ (20 июля 2016 года, Москва)

 В Москве 20 июля 2016 года состоялось седьмое в текущем году заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ. От Всеобщей конфедерации профсоюзов в нём приняла участие заместитель генерального секретаря ВКП Наталья Подшибякина.

 
На заседание прибыли полномочные представители государств – участников СНГ (Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана), отдельных органов государственного управления РФ и межгосударственных органов СНГ, сотрудники Исполнительного комитета СНГ.
Вела заседание полномочный представитель председательствующей в 2016 году в СНГ Кыргызской Республики, председатель Комиссии по экономическим вопросам Зина Асанкожоева.
 
Было обсуждено 17 вопросов.
Комиссия внимательно рассмотрела ход реализации положений Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года. Было отмечено, что за период с июня 2015 года в рамках реализации Договора произошли следующие позитивные изменения.
Республика Таджикистан завершила процедуру ратификации Договора.
Республика Армения, Республика Молдова и Украина выполнили внутригосударственные процедуры для вступления в силу Протокола от 31 мая 2013 года о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан. Таким образом, он действует для семи подписавших его государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Молдова, Россия, Узбекистан, Украина).
 
Подписан 7 июня 2016 года Протокол между государствами – участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года о правилах и процедурах регулирования государственных закупок.
Снижены размеры ставок вывозных таможенных пошлин на некоторые виды товаров:
Республикой Беларусь – на калийные удобрения;
Республикой Казахстан – на отходы и лом черных металлов, слитки черных металлов, первичные алюминиевые сплавы и части железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая или подвижного состава;
Украина отменила с 1 января 2016 года дополнительный импортный сбор в размере 5 и 10% таможенной стоимости на широкую номенклатуру товаров, ввозимых на территорию Украины, введенный с 25 февраля 2015 года в связи с серьезным ухудшением платежного баланса Украины.
Украина до 15 сентября 2016 г. приостановила введение специальной пошлины в размере 39,2% таможенной стоимости товара по импорту в Украину ряда товаров происхождением из Беларуси (предполагалось введение спецпошлины с 20 января 2016 года).
 
Однако нельзя не учитывать воздействие сложного комплекса динамично взаимосвязанных факторов, работающих в противоположном направлении.
Россия с 1 января 2016 года приостановила действие Договора в отношении Украины, за исключением раздела II приложения 1 в части таможенной пошлины, применяемой РФ при экспорте газа природного в газообразном состоянии (Указ Президента РФ от 30 декабря 2015 г. № 681, Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. №410-ФЗ).
Количество мер по защите рынка, применяемых Сторонами во взаимной торговле, в 2016 году возросло до 22 (в 2015 году – 17).
 
Вместе с тем отмечалось следующее:
1. Стороны выполняют взятые обязательства в части экспортных пошлин.
2. Запреты и количественные ограничения, введенные Сторонами во взаимной торговле, в основном соответствуют положениям статьям ГАТТ 1994.
3. Стороны, как правило, соблюдают требование предоставления национального режима в рамках, установленных Договором, а также Протоколом от 31 мая 2013 года о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Узбекистаном.
4. Реализуются условия применения технических, санитарных и фитосанитарных мер во взаимной торговле, определенные Договором. (Требует дополнительной проработки проблема сопряжения положений Договора в этой части с нормами соглашений об участии Сторон Договора в других интеграционных образованиях).
5. Ведутся предусмотренные Договором и Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 2011 года переговоры о проекте Соглашения о свободной торговле услугами.
6. Возникающие проблемы связаны с участием Сторон Договора в различных интеграционных объединениях и с резкими изменениями экономического положения Сторон. Предусмотренные Договором механизмы разрешения торговых споров представляются наиболее эффективным путем достижения взаимовыгодных результатов.
7. Устранение барьеров в торговле товарами и услугами способствует развитию взаимной торговли и экономическому росту Сторон Договора
Комиссия приняла информацию к сведению, и она будет представлена на рассмотрение Экономического совета СНГ.
 
Членами Комиссии был одобрен проект Соглашения об обмене информацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров в государствах Содружества. Этот документ также будет внесен на рассмотрение Экономического совета СНГ. 
 
Учитывая, что развитие конкуренции и формирование конкурентной среды, обеспечивающей эффективное развитие национальной экономики, является одной из важных задач стран Содружества, Межгосударственный совет по антимонопольной политике стал инициатором рассмотрения на Экономкомиссии опыта Российской Федерации по развитию конкурентной политики и роли антимонопольных органов в решении социально-экономических задач.
Отмечалось, что при совпадении многих элементов развития национальной экономики государства СНГ находятся на разных стадиях внедрения принципов справедливой конкуренции и формирования конкурентной среды. В этой связи существует необходимость анализа накопленного опыта с точки зрения уточнений полномочий антимонопольных органов государств Содружества и повышения эффективности их работы в современной социально-экономической ситуации.
Анализ современного состояния конкурентной политики в Российской Федерации показывает возросшую активность по совершенствованию антимонопольного законодательства, контролю его выполнения и усилению системы санкций, пресечению антиконкурентных действий и применению конкурентных принципов в различных сферах экономики. Существенно поднялся авторитет антимонопольного ведомства. Использование этого опыта может оказаться полезным для государств СНГ.
Комиссия приняла решение внести представленный Доклад на рассмотрение Экономического совета СНГ, а Межгосударственному совету рекомендовано ежегодно информировать Комиссию о выполнении предложений, изложенных в Докладе.
 
Были также приняты к сведению информации:
О ходе реализации Комплекса совместных мер государств СНГ по профилактике и борьбе с ящуром на период до 2020 года;
- Об эпизоотической ситуации в государствах Содружества;
- О регулятивных режимах в сфере банковского регулирования и надзора в государствах СНГ;
- О состоянии мелиорации земель сельскохозназначения государств СНГ и перспективах ее развития.
Указанные информации будут внесены также на Экономсовет СНГ.
 
После дополнительного обсуждения с руководителями статистических служб (по поручению Экономсовета СНГ) и доработки ими проекта Решения Совета глав правительств по вопросу проведения международных сопоставлений на основе паритета покупательной способности валют в Содружестве Независимых Государств председатель Статкомитета СНГ В.Л. Соколин доложил следующее.
Программа международных сопоставлений (ПМС) на основе паритета покупательной способности валют является одной из важнейших глобальных статистических работ. Расчёт паритетов покупательной способности для сопоставления макроэкономических показателей и экономического положения в разных странах мира позволяет определить их относительный потенциал и социально-экономическое благосостояние, а также задавать направленность соответствующих социальных программ. В этой связи по решению ООН для всех стран мира в рамках единой методологической и организационной системы, получившей название Глобальных раундов ПМС, проводится сбор необходимых статданных и осуществляются расчёты.
Проведено два раунда ПМС (в 2005 и 2011 гг.). Раунд ПМС 2011 года стал важным шагом в разработке системы расчёта паритета покупательной способности на глобальной основе. Он показал, что деятельность в рамках ПМС должна осуществляться на постоянной основе, а интервалы в мероприятиях по реализации ПМС должны стать значительно короче, начиная с окончания шестилетнего базисного периода, приходящегося на 2017 год. Исходя из этого, 47-я сессия Статкомиссии ООН, которая состоялась 8-11 марта 2016 г. в Нью-Йорке (США), рекомендовала:
организовать осуществление ПМС начиная с 2017 г. на более частой основе, по возможности, один раз в три года при обеспечении экстраполяции на ежегодные результаты. 
превратить ПМС в постоянный элемент глобальной статистической программы. Институционализировать ПМС на глобальном, региональном и национальном уровнях путем включения положений о работе в рамках ПМС в ежегодные и многолетние программы работы глобальных и региональных координационных учреждений и национальных статистических органов и превращения ПМС в постоянный элемент глобальных статистических работ.
Государства Содружества успешно выполнили все необходимые работы в рамках Глобальных раундов  за 2005 и 2011 годы. Было предложено продолжить участие национальных статслужб в проведении глобальных сопоставлений ВВП по паритетам покупательной способности начиная с 2017 г. на более частой основе, возложив координацию этой деятельности на Статкомитет СНГ.
Представленные материалы также будут рассмотрены на Экономсовете СНГ.
 
Кроме этого, Комиссия одобрила предложения по изменениям в Положение о базовой организации государств – участников СНГ по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в нефтегазовой отрасли, приняла к сведению Сводный перечень конкурентоспособной продукции, предлагаемой производителями государств СНГ, который будет размещен на Интернет-портале СНГ.
 
Был также обсужден ряд организационно-финансовых вопросов
 
Очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам решено провести 21 сентября 2016 года в Москве.