Архив новостей

ЯнварьФевральМарт
АпрельМайИюнь
ИюльАвгустСентябрь
ОктябрьНоябрьДекабрь

Актуально

Заседание Бюро Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС (27 октября 2010 года)

27 октября 2010 года в Таврическом дворце прошло заседание Бюро Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, в котором приняли участие Генеральный секретарь ВКП В.П.Щербаков, заместитель генерального секретаря ВКП Н.Д.Подшибякина.

В повестку дня заседания был включен широкий перечень актуальных вопросов экономической интеграции государств – членов ЕврАзЭС.
В частности, был заслушан и обсужден доклад заместителя Председателя Госдумы РФ В.А.Язева об опыте законотворческой деятельности Федерального Собрания Российской Федерации по приведению национального законодательства в соответствие с международными договорами, заключёнными в рамках ЕврАзЭС, и другими правовыми актами Сообщества.
Было сообщено о том, что помимо многочисленных типовых законопроектов и модельных законов, Рекомендаций и предложений Межпарламентской Ассамблеей были подготовлены концепции Основ законодательства, устанавливающие единые начала правового регулирования в соответствующих сферах общественных отношений. К таким основополагающим нормативно-правовым актам Сообщества можно отнести Основы бюджетного, земельного, пенсионного, налогового, банковского законодательств, а также Основы законодательства о конкуренции и регулировании монополистической деятельности, рынке ценных бумаг, о пограничном сотрудничестве, здравоохранении, об образовании, энергетике, инновационной деятельности, инвестициях.
В.А.Язев особо отметил важность разработки Основ законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, транспортного и таможенного законодательств. Докладчик выразил уверенность в том, что это станет основным двигателем развития интеграции в рамках Сообщества.

Один из главных вопросов, который был обсужден, посвящен формированию правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства. В сообщении заместителя Генерального секретаря ЕврАзЭС М.Х.Мусатаева было констатировано, что в основном эта задача выполнена. В настоящее время уже принято более 70-ти международных договоров, большинство из которых вступили в силу или временно применяются. Действует Договор о Таможенном кодексе союза, в соответствии с которым сейчас на границе между Россией и Беларусью нет таможенных органов, а на границе между Россией и Казахстаном они до 1 июля 2011 года будут осуществлять только контрольные функции. Таким образом, будет завершено формирование Единой таможенной территории, таможенные границы между странами Таможенного союза будут отменены и все виды госконтроля (за исключением пограничного) будут перенесены на таможенную границу Таможенного союза.
Это, в частности, означает, что в странах Таможенного союза сократятся трансакционные издержки производителей товаров, ускорится оборот товаров и вырастит объем взаимной торговли, повысится конкурентоспособность товаров, фирм и национальных экономик, возрастет их инновационный потенциал, увеличится приток иностранных инвестиций. Таможенный союз, как было убедительно показано на заседании Бюро МПА ЕврАзЭС, меняет инвестиционный климат трех стран. Это совершенно другой рынок – 170 млн. человек, развитая наука и огромные природные ресурсы. Любой иностранный инвестор будет учитывать этот рынок как предоставляющий большие возможности.
Таможенный союз только начал свою работу, и естественно, что механизмы, обеспечивающие его функционирование, требуют «притирки» и «точной настройки». Это уже происходит под руководством Комиссии Таможенного союза, возглавляемой академиком С.Ю.Глазьевым.

Члены Бюро заслушали сообщения руководителей постоянных комиссий МПА – председателя Постоянной комиссии по экономической политике, члена Комитета Маджлиси Милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан по обеспечению конституционных основ, прав и свобод человека, гражданина и законности К.М.Махкамова и заместителя председателя Постоянной комиссии по социальной политике, члена Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Т.Н.Исаченко – о двух важных концепциях Основ законодательств ЕврАзЭС: о рынке ценных бумаг и трудового законодательства. Был также обсужден ряд Рекомендаций по гармонизации законодательств государств – членов ЕврАзЭС.

Следует отметить, что при разработке Концепции Основ трудового законодательства были попытки законодательным путем обесценить основную государственную гарантию, включив в минимальный размер оплаты труда (минимальную заработную плату) компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. ВКП удалось отстоять позицию профсоюзов по данному вопросу.
В проекте Концепции Основ трудового законодательства, который был одобрен Бюро МПА ЕврАзЭС, четко зафиксировано, что одной из государственных гарантий в области оплаты труда является минимальный размер оплаты труда, установленный национальным законодательством. При этом поскольку государства Сообщества по-разному подходят к определению понятия «минимальная заработная плата» (или «минимальный размер оплаты труда») в Концепции выдвинута необходимость выработки общего стандартного определения с указанием состава минимального размера оплаты труда и его соотношения с прожиточным минимумом трудоспособного человека. В целях защиты интересов работников высказана целесообразность уточнить в Основах, что месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени за месяц в нормальных условиях труда и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда установленного государством-членом ЕврАзЭС, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Учитывая, что в соответствии с Договором о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации от 18 июня 2004 года Основы устанавливают единые для Сторон нормы правового регулирования в базовых сферах правоотношений и принимаются путем заключения Сторонами соответствующих соглашений, Бюро МПА ЕврАзЭС направило проект Концепции в Интеграционный Комитет ЕврАзЭС для организации процедуры рассмотрения документов правительствами сторон.